Борцы за свободу или «потрошители» - бандиты?
Киевсовет принял решение торжественно отметить 250-летие со дня начала КолиивщиныНа днях несомненное большинство (83 депутата) Киевского городского совета поддержало постановление, согласно которому в столице, начиная с 29 мая, должны состояться мероприятия по торжественному отмечанию 250-летия (или, скорее, годовщины?) от начала Колиивщины - знаменитого казацко-крестьянского восстания против власти Речи Посполитой (ранее писали - панской Польши), которое происходило с конца мая по 7 июля 1768 года. Обосновывая необходимость принятия такого решения (им, в частности, предусмотрено проведение в столице тематических, воспитательных, научно-просветительских мероприятий, посвященных восстанию), депутат Киевсовета от Всеукраинского объединения «Свобода» Юрий Сиротюк отметил, что «эти события и сегодня несут реальную угрозу всем агрессорам, украинофобам, врагам украинской нации, которые посягают на Богом данное право украинцев свободно жить на своей земле».
Уже появились многочисленные комментарии к этому решению. Ряд экспертов, оценивая Колиивщину, исходя из классических либеральных позиций, то есть категорически отрицательно, остро ставят вопрос: а зачем Киевсовет пошел на такой шаг? Ведь, по мнению этих экспертов, кем на самом деле были гайдамаки? По существу (пусть даже не все комментаторы говорят это настолько откровенно), - бандиты, потрошители, поджигатели, убийцы мирных людей, на их руках - страшная кровь, и что здесь можно «отмечать», да еще и «торжественно»? Какой сигнал мы подаем украинцам и будущему? Не такой ли: «Готовы повторить»? Подобные суждения не останавливает даже авторитет Шевченко и его признанного шедевра - поэмы «Гайдамаки» (написанной, кстати, по «живым» воспоминаниям деда поэта, Ивана, участника этой трагедии, и народным преданиям), очень, между прочим, далекой как от апологетики, так и высокомерно- «барских» осуждений «мятежников-дикарей».
Шевченко, как это представляет автор этих строк, понимал Колиивщину как огромную, страшную народную трагедию украинцев, и это - призыв и к нам быть объективными и не упрощать невероятно тяжелые проблемы истории до уровня, когда их можно «охарактеризовать» двумя-тремя словами. Да, это была именно трагедия, и, например, слово «празднование» здесь абсолютно неуместно (но о «праздновании» и не говорится в постановлении Киевсовета). Речь идет об отмечании, но дело как раз в том, каким образом отмечать, как расставлять акценты?
Нам давно пора (особенно когда речь идет о таких событиях, как Колиивщина) отходить от «черно-белого» изображения и восприятия истории. А категорическая постановка вопроса вроде: кем были Гонта, Железняк, гайдамаки вообще - убийцами или героями? - это как раз пример такого мышления. Коротко скажем: они действительно были борцами за свободу в реалиях ХVІІІ века, в условиях крайне тяжелого национально-религиозного угнетения Польшей (и это - не советский миф!). Для восстания было больше чем достаточно причин. Другое дело, что безграничная жестокость повстанцев, которые слишком часто переступали Божии и человеческие законы, их православный фанатизм и фантастическая доверчивость к «матушке-царице» и вызвали, собственно, саму трагедию. Кстати здесь будут мемориальные мероприятия (забывать о Колиивщине нельзя, потому что это - поистине грозное предостережение), это должен быть День памяти для украинцев.
...Ивана Гонту выдала полякам (как их «подданного») Екатерина II. Польский суд вынес страшный смертный приговор: снять со спины главаря Колиивщины 12 слоев кожи (Гонта говорил палачам: «Вот говорили, что будет очень больно, а вовсе нет, как блохи кусают»), затем ему отрубили голову. Через 12 лет, в 1780-м, на другом конце Земли суд «просвещенных» и «европейских» испанских властей казнил руководителя национально-освободительного восстания индейцев Перу, бесстрашного Тупак-Амару: его четвертовали, после страшных пыток. Между прочим, Тупак-Амару является сегодня признанным национальным героем Перу, хотя для короля Испании он был тогда «бандитом»...