Рыбацкая цивилизация (фото)
Иногда — возможно, раз в жизни — удается найти осколок утраченного и забытого материка, намек на руины бывшей цивилизации, давно исчезнувшей с нашей грешной земли. Как известно, на месте нынешних Карпат когда-то было море. Видимо, именно поэтому наши здешние города сохранили в себе какие-то признаки порта; вполне вероятно, что наш мультикультурализм в качестве архетипного фундамента имеет принципы «порто-франко». Интересно, а терпение карпатского населения в таком случае является рыбацким?
На этой неделе мне удалось найти красноречивое подтверждение этой теории. Возвращаясь после Пасхи из Виноградова в Ужгород, я решил сделать крюк в сорок километров и поехать по территории Венгрии. Знакомые рассказывали, что в одном из пограничных венгерских сел есть интереснейшее и необычное кладбище, а такие места могут сообщить нам о стране и людях больше, чем любая «Википедия». Итак, я завел двигатель автомобиля, пересек границу — и через полчаса оказался в маленьком венгерском селе Сотмарчеке. Нашим соседям это село и его кладбище известно прежде всего благодаря тому факту, что там похоронен поэт Ференц Кёльчеи, автор слов венгерского национального гимна. Меня здешнее кладбище заинтересовало тем, что оно …рыбацкое.
Да, на Паннонской равнине, у подножия Карпатских гор есть рыбацкое кладбище! Приехав туда, я еще долго не мог поверить своим глазам: надгробиями на этом кладбище являются вертикально закопанные лодки! Кстати, кладбище действующее, там можно найти «лодки-памятники» с датами 2015 года. Больше нигде в Венгрии, и в Центральной Европе в целом, такого не найти. Подобное, говорят, можно найти на Севере Европы — в Норвегии и Швеции, вблизи настоящих рыбацких поселений, но откуда такая традиция здесь?
Монумент на месте захоронения автора венгерского гимна Ф. Келчеи
Местные объясняют, что кладбище было основано более двухсот лет назад, когда через Сотмарчеке протекала река Тиса, поэтому село действительно было рыбацким. Тогда существовала традиция класть тело покойника в лодку и отпускать ее на волю воды — она несла лодку на другой берег, в даль, в неведомый мир «с той стороны реки». Кажется, больше нигде в Европе люди так дословно не выполняли миф о Хароне. С той лишь разницей, что вместо древней Греции имеем нынешнюю Венгрию, а вместо Стикса — другую вечную реку, карпатскую. Тиса, которая двести лет назад протекала здесь, но потом изменила русло, поэтому сейчас село Сотмарчеке не прибрежное и не рыбацкое, а традиция осталась.
Ни один рыбак не останется равнодушным, увидев такое. В черную холодную землю закопаны лодки, эти вестники смерти, не оставляют сомнений: земное путешествие этого человека закончилось. Он жил здесь, в предгорье Карпат, на берегу вечной Тисы — и уплыл на другой берег. Лодку же привязала здесь, как напоминание, что каждая дорога имеет свое начало, но и конец. В конце концов, все мы рыбаки в этой жизни — пытаемся что-то поймать, догнать, перехитрить, заманить, не понимая, что каждый наш вдох и выдох приближает момент, когда придется опустить паруса и отложить весла. А лодку перевернуть навстречу солнцу — пусть сохнет. И дает знак другим: здесь когда-то был человек, жил, суетился, ловил, искал, плыл и путешествовал вперед, но время его закончился. Он уже на том, навсегда другом берегу. А на месте, где когда-то бурлило быстрое течение, растут ветвистые деревья. Метафизика, мифология, трансцендентальные символы поэзия глубокая, как река и сама жизнь? Нет, всего лишь затерянное в провинции и безвременье сельское кладбище. Обломок Тисянской цивилизации, уже давно уплывшей к тому дальнему и вечному берегу.
Фото автора