Удивительный мир галицких предместий
Галицкие города сумели сохранить украинскую национальную идентичность благодаря такой особой социальной группе как предмещане. Историки продолжают игнорировать предмещан, обращая внимание в основном на шляхту или ремесленников-цеховиков. Украинский мелкая шляхта тоже была носителем украинской идентичности, постепенно теряя со временем шляхетские грамоты и память о своем происхождении, однако еще в середине XIX века можно было увидеть воткнутую саблю на краю поля и босоногого шляхтича, который пахал свою ниву.
Возможно, я тоже обошла бы вниманием этих славных людей, которым так симпатизировал Иван Франко, словно предчувствовал, что они достойно пройдут в ХХ веке сквозь ад двух мировых войн, пацификацию и террор коммунистической власти, если бы не представилась возможность изучать историю рода Модрицких, предмещан из Дрогобыча. Трудно поверить, но эти люди - Валаги, Кушниры, Флюнты, Яцыны - живут здесь с XVI-XVII веков и ни на шаг не сдвинулись из своих прадедовских жилищ. Это они добывали соль, шили сапоги для крестьян, одежду, держали скот и выращивали овощи. На бумаге они имели те же права, что и мещане, только им не разрешалось гнать водку на продажу, а также у них не было доступа к городскому самоуправлению и цехам, так как они не желали переходить в римско-католическую веру. В истории Дрогобыча они почти не представлены, но у них была своя администрация, во главе которой стоял местный шляхтич, войтовские суды, школы с украинским языком обучения, свои церкви, которые они опекают до сих пор: такие жемчужины мировой архитектуры, как церковь св. Юра и церковь Воздвижения, и даже в наши разрушительные времена Завижне и Зварычивское предместья - это усадьбы, новые и старые, окруженные огородами и садами. Такая удивительная стойкость и неизменность быта дрогобычских предмещан имеет свои причины, которые ведут нас вглубь истории Галичины. Большинство предмещан были украинской шляхтой, которая перебралась ближе к городу, ища защиты от татар, и в случае опасности могла спастись внутри городских стен и уже оттуда защищать город. Эти люди всегда были свободными и максимально независимыми. В XVII в. община пополнилась запорожскими казаками (Варивода, Коссак, Украинец, Чернигович). Церковь Воздвижения - это типичная казацкая церковь шатроподобной конструкции. Я пропутешествовала три века по метрическим книгам греко-католического прихода, практически все роды остались, исчезло, может, несколько. Завижне было полностью украинским предместьем. Никаких межнациональных конфликтов в предмещанской среде не возникало. Украинцы не жертвовали своей идентичностью ради карьеры. Они отдавали детей иногда в польские гимназии или школы, но дети ходили в греко-католическую церковь и вырастали патриотами. Они, стиснув зубы, открывали свой бизнес, делали карьеру, ни на миг не колеблясь, что можно нарушить обычаи родителей и за кусок колбасы продать честь рода. Девушки-предмещанки становились учительницами украинских школ. Первой из них была Амалия Модрицкая, основательница Союза украинок в Дрогобыче. Не имея никакой поддержки от оккупационной власти, именно предмещане сохранили город от полонизации и на рубеже ХIХ-ХХ веков выступили на политической арене как мощная национально сознательная сила. И такими остаются до сих пор. Сечевые стрельцы без помощи предмещан, которые их кормили, одевали, вооружали, организовывали сбор помощи по селам, просто бы не возникли. Брат Амалии, Северин Модрицкий, юрист по специальности, стал поручителем УГА и погиб под Винницей в 1920 году. Она активно помогала в тылу. Именно потомки предмещан сейчас работают волонтерами, пока их родные воюют. Деклассированный пролетариат тем временем ездит на заработки в Россию. Социалистическая система была для предмещан всегда врагом. Частных предпринимателей вывозили в Сибирь, а многим присудили 54 статью (за государственную измену).
Многие предмещане эмигрировали, практически в каждой семье есть кто-то в диаспоре. Поэтому они держатся пока, хотя с работой в Дрогобыче очень плохо. По крайней мере не маргинализировались, как это случилось с потомками «освободителей», которые пришли на все готовое в квартиры выселенных или расстрелянных поляков и евреев. В бывшем пригороде каждый клочок земли облагорожен трудом нескольких поколений. Предмещане - это, собственно, соль галицких городов, их сердце и ум не позволяют им склонять головы перед коррумпированной непатриотичной властью. Именно от них следует ожидать возрождения городского самоуправления на традиционной основе, а не на навязанной из столицы схеме.