Если бы
Всем известно, что история не знает сослагательного наклонения, что прошлое вообще лучше не трогать кроме как с воспитательной или познавательной целью. Все знают и все равно регулярно играют в альтернативную историю. Потому что это, в конце концов, не столько о прошлом, сколько о настоящем. Каким бы оно могло быть, «если бы» - да, это заклинание чарует, что б там ни говорили, особенно в обществах, которые никак не выберутся из переходного периода.
Вот типичная мечта о прошлом: Галицко-Волынское княжество становится одним из самых мощных восточноевропейских игроков, заключает несколько выгодных региональных пактов, освобождает украинские земли от Орды и превращается в Королевство Русь. Местное самоуправление и народные вольности усиливаются, так что к середине XIX века Русь становится конституционной монархией и входит в новейшее время цивилизованной высокоразвитой демократией.
Или, ближе к современности. В Германии в ноябре 1918 не происходит революция. Кайзер идет на некоторые уступки протестующим, а в целом ситуация остается контролируемой. Пребывание австро-германского корпуса в Украине продолжается. Россия, получив по зубам осенью 1919, пока не суется. Режим Скоропадского понемногу прирастает институциями и квалифицированными кадрами: немцы вынуждены смотреть на это сквозь пальцы, поскольку управлять такой большой территорией только собственными силами слишком сложно. В конце концов, оккупационная власть соглашается на проведение выборов; большинство в Центральной Раде получают народные демократы Петлюры, которого Скоропадский вынужден назначить премьер-министром. Великая депрессия 1929 делает дальнейшую оккупацию слишком обременительной. Германия выводит своих военных к концу 1930, передав всю инфраструктуру и значительную часть оружия украинцам. Сталин, на империю которого надвигается голод, решает, что пришло время улучшить положение за счет новой войны. В обозе сил вторжения даже привозят марионеточное правительство "УССР". Рассчитывают также на поддержку населения восточных областей. Однако наступление захлебывается уже в первые недели. Украинская армия имеет немецкую выучку и четкую мотивацию, а рядовые граждане слишком хорошо знакомы с тем, что происходит по ту сторону границы.
Позорное поражение советская пропаганда подает как победу. СССР без украинских ископаемых и зерна понемногу деградирует. После смерти Сталина начинаются беспорядки. Попытки Хрущева спасти ситуацию тщетны. В 1964 охваченная забастовками и восстаниями империя распадается. Украина же вступает в Союз Европейских Государств.
Можно еще много такого нафантазировать - было бы желание.
Но это лишнее. Мы и так живем в подобном сюжете. Стоит только вспомнить, что на самом деле происходило в 1918-19 и сравнить с настоящим. Опять беда надвигается с Востока. Опять главной ударной силой являются регулярные российские части с примесью местных негодяев. Опять российская пропаганда блеет, что "ихтамнет".
Но на этот раз не удалось. Да, захватили часть территории. Но страна выжила. Пусть и прихрамывая на обе ноги, идет вперед. То есть мы все-таки застали свое "если бы" во всей силе его воплощения.
Конечно, могло быть и лучше. А могло бы быть намного, намного хуже. Если бы.