Перейти к основному содержанию

Государственные дела на театральной сцене

Несколько впечатлений о Шекспировском фестивале в Нойсе
АКТЕРЫ ПОЛЬСКОГО ТЕАТРА «ПАПАХЕМА» (TEATRE PAPAHEMA) ИЗ БЕЛОСТОКА РАЗЫГРЫВАЮТ «УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ» / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ОРГАНИЗАТОРАМИ ФЕСТИВАЛЯ

Прежнее имперское величие Нойса не спеша и уверенно проявляется в осанке города. Рядом с амбициозным Дюссельдорфом этот маленький городок, как говорят в балете, «держит спину». Среди аристократических манер первая поражающая — непровинциальная тишина. Город живет напряженной жизнью, но без суеты. Возможно, огромный парк с вековыми платанами подает пример, а может, само течение жизни памятью о прошлом пронизывает современность.

Около ипподрома (увлечение конями кажется таким, как в античную давность) уже много лет точная копия лондонского театра «Глобус» становится эпицентром ежегодного шекспировского фестиваля. Вокруг грубые столы и скамейки для пикников, королевские кресла с закрепленными к ним цепями игрушечными коронами, бюсты гениального и загадочного драматурга — один в цветах, второй разрисованный, третий раненный...

Перед началом спектакля образованная госпожа вполне серьезно рассказывает о судьбе и личности драматурга, противоречивость авторства которого настойчиво исследуется. Самая эффектная версия, что на самом деле Шекспир это Фрэнсис Бэкон, разделивший истоки человеческих ошибок на четыре группы, назвав их призраками. «Призраки театра» — это усвоенные человеком от других людей несправедливые представления об укладе действительности и государства в частности. «Знание — сила!» — произнес философ.

В итоге эгрегор великого драматурга ежеминутно подпитывается театральными исследованиями его пьес по всей планете и, на самом деле, не так уж и важно, кто персонально или коллективно стоит за этим именем. Гете считал наибольшей заслугой Шекспира то, что он «перенес государственные дела на сцену театра». Именно этот аспект оказался доминирующим в программе шекспировского фестиваля 2018 года.

Спектакль немецкого театра «Flute Theatre» «12 ночь, или что угодно» оказалась на удивление созвучной киевской постановке этой пьесы Д.Богомазова с его выпускниками КНУТКиТ им. И.К. Карпенка-Карого, которая удостоена двух «Киевских Пекторалей». Яркие, энергичные, захватывающие стихией игры актеров оба спектакля утверждают первооснову жизненной реальности, апеллируя к реальности духовной, призывая к гармоничности общества, к осознанию необходимости здорового общественного существования.

Жизнь — это игра. В киевском спектакле с предостережением играть с жизнью, таким чрезвычайно актуальным, во время идиотской моды на это среди украинских тинейджеров, в немецкой — игра ради жизни.

Казалось бы такие разные жизненные обстоятельства в Германии и Украине, и вдруг такое единство волнения. Действительно, мир неделим в своей мечте о духовно здоровом обществе, которая все убедительнее становится мифом.

В немецком спектакле нет никаких декораций, но образ существования актеров, костюмы создают образ уличного сообщества, словно наделенного ночным виденьем, способностью почувствовать настоящее за самой грубой маской.

«Отелло» театра Das Rheinische Landestheater Neuss начинается с венецианского карнавала. За масками Гатто, Коломбины, Моретти герои пьесы, вне традиционных психотипов: высокий красавец Яго, тщедушный Кассио, юркая Офелия, седой сухощавый Отелло. Его, согласно призыву организаторов массовых акций, выбирают под маршевую музыку, в синхронных движениях, с примитивными лозунгами. Дурачиться народ лучше всего простотой. Говорят, политические программы нужно писать с ненужных слов.

На корабле Яго проявляет свои настоящие амбиции и демонстрирует дееспособность примитивной интриги. Начало военного похода отражается сбросом со 2 яруса маскировочных сеток. А пока флагманский корабль преодолевает морские просторы, комбинация по отстранению от командования Отелло разыгрывается вокруг бильярдного стола. Кии становятся шпагами, мушкетами, символами мужских достоинств, и только Яго всякий раз попадает шарами в лузы. Он молодой, нервный уничтожит зрелого, мудрого, влюбленного в юную Офелию Отелло, потому что жадет власти и не имеет никаких сомнений, готов он к ней или нет, не говоря уже, достоин ли ее. Геронтофобия заполонила мир сейчас. Руководители государств заметно помолодели. Древнее китайское устройство государства связывало карьерный рост с достижением определенного возраста. Принимать судьбоносные решения для страны можно было лишь после шестидесяти лет. Говорил Лао-Цзи: «Там, где великие мудрецы имеют власть — подданные не замечают их существования».

Вскрытие личностей лидеров, избранников, унаследовавших власть, завоевавших, укравших ее — режиссер Марио Холетзек (Mario Holetzeck) по Шекспиру совершает на театральной сцене.

Английский теоретик театра Г.Бентли в книге «Жизнь драмы» подтверждает тенденцию соотношения развития театра со устойчивым духовным кризисом и с общественной практикой, наполненной разновидностями борьбы.

«Театр флейты» (Flute Theatre) делает главным героем спектакля зрителя, и будто подсказывает ему понимание, что молодость, энергичность, харизматичность не является залогом чести.

Актеры польского театра «ПАПАХЕМА» (Teatre PAPAHEMA) из Белостока разыгрывают «Укрощение строптивой» как гиньоль. Каждый поворот действия сопровождается пощечинами и, простите за точное слово, подсрачниками, которые подзвучиваются хлопаньем в ладоши, или подстукиванием ногами. Это делается по-юношески зажигательно, иногда пугая перебором приложенной силы и всякий раз смущая тем, что в этой, пусть и игривой драке, совсем не обращают внимания на пол. В итоге становится понятным, что гендерная однозначность преподносится как «пощечина жизни». Петручио влюбленный в Грумио, почему-то должен укрощать довольно мужественную Катарину. В итоге между ними вспыхивает любовь, которая дарит ему право надеть ее платье. Его манерная пластика становится вполне достойной. Катарина освобождается от ненависти или страха к мужчинам и, кажется, не будет иметь ничего против, если Грумио окажется третьим в семейной постели. «Как постелешь, так и будешь спать!» финальный рецепт режиссера Сильвии Янович-Дорбровской.

У институт брака удивительная биографию. Когда-то было нормальным стать мужем и женой, едва родившись, сейчас становятся законными браки однополые. Парадокс заключается в том, что все взгляды на семью — кирпич в стене государства, можно найти у Шекспира (если знать, что именно ищешь). Молодые польские коллеги услышали мотив полигамии. Кажется, впервые, среди прочтений этой пьесы. Как говорил Ф.Бекон «Манеры демонстрируют характер, как платье проявляет талию».

На фестивале был показан немой фильм «Гамлет» (1921 г.) в сопровождении саксофона (Майкл Риэсслер) и перкусии (Лоренцо Риэсслер). Исполнение роли Гамлета актрисой Алстой Нильсен оправдано додуманным режиссером К.Морисом исходным событием. Гертруда-роженица в больших муках, которые угрожают ее жизни. Отец Гамлет смертельно ранен на поле боя. Рождается девочка, которую придворные объявляют принцем — наследником. Как случилось, что до сознательного возраста Гамлета о его поле не узнали родители, режиссер оставляет за кулисами королевских интриг.

Конечно, в такой ситуации принц тянется к Горацио, ненавидит Офелию, фехтует красивее, чем искуснее, и, в конечном итоге, его тонкая и чувствительная натура оказывается нежизнеспособной в жестокости средневековья.

Экранизации этой пьесы имели красноречивые названия: «Несправедливое убийство», «Кровь за кровь», «Увы! Бедный Йорик», «Быть или не быть» — их количество таково, что хватило бы хотя бы на месяц круглосуточных показов — вот был бы фестиваль! На афише прошлогоднего Шекспировского фестиваля в Нойсе Фелипе Пайва -чернокожий красавец, черепом Йорика прикрывающий то ли стыд, то ли мужское достоинство. Гамлет бразильского театра «С полностью свободным духом» («Companhia Completa Mente Solta») в течение спектакля много раз раздевался. Так проявлялось его стремление быть естественным без снаряжения времени, политики, форм и норм. Кажется, весь Шекспир именно такой и в заключительном спектакле фестиваля удивляет воплощением себя в хип-хоп-дуэте Q Brothers (GQ и JQ Джексон Доран).

Гете прав — человек, семья, нация — это дела именно государственные, а не государственные в том числе. Мировой театр, и украинский в частности, действенно на этом настаивают, не обходя острых вопросов, напоминая зрителям слова Б.Франкина: «Ответственность каждого гражданина задавать вопрос власти».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать