Перейти к основному содержанию

Право сильного

09 сентября, 10:34

В Монреале мне довелось увидеть две выставки, связанные с Украиной. Одна — хорошо рекламируемая, с мощным медиасопровождением, вторая — сугубо локального, диаспорного значения. Но вторая кажется не менее важной, чем первая.

World Press Photo — ежегодная выставка призеров одноименного конкурса документального фото. В Монреале она проходит в историческом районе Старый порт.

World Press Photo всегда берет самые тяжелые и самые острые темы. Конечно, здесь есть такие категории, как портрет, природа, спорт и развлечения, однако противоречивую и громкую славу этому конкурсу принесли снимки с мест боевых действий, массовых катастроф, стихийных бедствий, эпидемий.

Так и в Монреале. Массовые захоронения жертв Эболы, объемный взрыв где-то в Сирии, переполненная беженцами лодка в Адриатике. Невероятно сильный цикл американки Глены Гордон — она просто сфотографировала вещи девушек, похищенных в апреле террористической группой Боко Харам в Нигерии, а также репортаж Араша Хамуши (Иран) о матери, которая простила убийцу своего сына, спася его таким образом от виселицы. Нежностью и драматизмом наполнены образы бангладешца Саркера Протика, который снимал будни своих дедушки и бабашки. В зале всегда полно людей. И почти постоянное скопление зрителей — у стендов с фотографиями из Украины.

Пять фотографий французского автора Жерома Сессини (II приз в категории «Репортаж») — о Майдане. Окровавленные тела на Институтской, священник, благословляющий протестующего. Эффект присутствия почти невыносимый.

Рядом — уже знаменитый катастрофический «натюрморт» Сергея Ильницкого (Первый приз в категории «Новости») — засыпанный битым стеклом и пылью обеденный стол с посудой на донецкой кухне — следствие артиллерийского обстрела. Еще фото Сессини — о сбитом Боинге (Первый приз за репортаж): страшные и тоже слишком хорошо известные кадры с телом пассажира, которое пробило крышу и лежит в доме, хозяин этого дома, низко склонивший голову, высунувшись из окна, растерянные шахтеры на том самом подсолнечном поле. Подробные объяснения под каждым фото. Люди задерживаются, смотрят, читают. Я разговорился с несколькими канадскими зрителями, кое-что объяснил о нашей ситуации, встретил полное понимание и сопереживание. Где бы ни была война — любого нормального и способного к сочувствию человека она поражает. Главное — донести понятный и четкий посыл об этой войне. Что фотографы World Press Photo и делают.

Вторая выставка — в довольно интересном месте. Местная ячейка Украинского национального объединения располагается в бывшей синагоге, в сердце хасидского района. Здание из красного кирпича — типичной ритуальной иудейской архитектуры, только там, где на фасаде была менора, теперь трезубец. Внутри — экспозиция, посвященная сосуществованию евреев и украинцев со времен Киевской Руси до Петлюры и Скоропадского. Более 30 стендов с иллюстрациями и текстами на французском и английском. Все главные периоды, этапные события — и хорошее, и плохое: ужасы, творившиеся при Хмельницком, Уманская резня, погромы ХIХ-ХХ веков; но и расцвет городков, вершины еврейской культуры, Шолом-Алейхем и Жаботинский, совместная борьба против российскоимперского порабощения.

И эта выставка, и место, где она проходит, и юная англоязычная еврейка Тамара, сидящая на рецепции, — во всем этом есть много надежды. Имея такую богатую и противоречивую общую историю, похожую местами на сплошную баталию, мы способны жить с евреями дружно. Но жить в согласии (равно как и признавать свои ошибки) — большое умение и большая мудрость, это настоящее право сильного. И это действительно путь к победе в самой жестокой войне.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День» Монреаль — Киев

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать