Перейти к основному содержанию

Редкостные радости и красоты

В отсутствие впечатляющих событий в основном конкурсе измученный кинокритик бежит за утешением в параллельные программы
19 февраля, 10:33

Таковых две: «Панорама» и «Форум». В первой много дебютантов, новых талантов и документалистики (премьера украино-литовского «Мариуполиса» прошла именно там), во второй — раздолье эксперимента и формального поиска.

Лично мне в «Форуме» повезло — говорю именно о везении, поскольку счастье фестивального зрителя переменчиво — с двумя картинами.

Первая названа просто: «Конец» (The End, режиссер — Гийом Никлу, Франция). Практически моноспектакль. С удивительно хорошим Депардье в роли старика-охотника, заблудившегося в лесу и встретившего там пару совершенно безумных персонажей. Фильм очень смешной, местами страшный, умеренно и уместно сюрреалистический, и после его ударного и снайперски меткого финала хочется лишь возопить: почему он не в конкурсе?!

Тот же вопрос возникает и после первых кадров «Лилового переулка»        — новой работы венгерского режиссера Бенса Флигауфа. Флигауф уже участвовал в конкурсе Берлинале в 2012 с драматическим триллером про убийства цыган «Всего лишь ветер», получив заслуженный Гран-при жюри. «Лиловый переулок»      — это фильм-сновидение на нескольких уровнях. Главные герои — мать и маленький сын, которому она рассказывает страшную сказку про девочку, запертую родителями в подвале. Параллельно распутывается сложный клубок семейных отношений. Фильм снят тремя разными операторами в совершенно разных манерах — для каждого плана повествования. Основная линия — собственно настоящее, то и дело вспыхивающее завораживающе красивыми кадрами. Прыгающая любительская камера (на самом деле очень высокий класс операторской работы) — это недавнее прошлое, ранее детство мальчика. Наконец, онейрические кадры в бело-черном изображении, снятые в инфракрасной оптике — визуализация той самой жуткой сказки. Ко всему следует добавить изумительную звуковую дорожку — местами тревожный, местами невесомый эмбиент, созданный самим режиссером. Собственно, «Лиловый переулок»      — это сама по себе сказка, в которой мать и сын побеждают самых опасных — внутренних демонов. Очень простая история — но феноменально выполненная.

Тема тяжелого детства и сложных отношений родителей и детей — вообще одна из постоянных на Берлинале, другое дело — насколько убедительно она представлена: в том же основном конкурсе ни фантастика про мальчика со светящимися глазами Midnight Special Джефа Николса (США), ни Being 17 (Андре Тешине, Франция) ничем выдающимся не запомнились. Одним из событий «Панорамы» могла бы стать «Дорога на Стамбул» известного французского кинематографиста Рашида Бушареба о матери-одиночке, чья юная дочь присоединяется к ИГИЛ — однако фильм сделан слишком уж плакатно, а в конце скатывается в банальную мелодраму.

Между тем фестиваль близится к завершению. Главное событие сегодняшнего дня — премьера восьмичасового (!) эпоса филиппинца Лав Диаса «Колыбельная для печальной тайны» (Hele Sa Hiwagang Hapis). Фильм покажут двумя частями по 4 часа с часовым перерывом. Предполагаются ли какие-либо призы тем, кто досмотрит все это до конца, не сообщается.

*          *          *

Новости из околофестивальной прессы:

— НВО запустили новый сериал «Винил», посвященный американской рок-сцене 1970-х. Первый эпизод снят Мартином Скорсезе. Исполнительным продюсером проекта, который критики уже называют «рок-н-ролльной «Игрой престолов», выступил Мик Джаггер, а сценаристом — Теренс Винтер, ранее писавший для «Подпольной империи».

— Интернет-компания Vice (их репортажи о войне в Украине выделяются вменяемостью и смелостью среди западных медиа) запускают собственный телеканал Viceland. Обещают, что будет весело: телесериалы про матюкливого реппера-кулинара и коммуну молодых комедиантов, путешествия пары, познающие жизнь ЛГБТ-сообществ по всему миру, цикл передач про тонкости выращивания, распространения и употребления марихуаны и прочее в том же духе — за все хорошее против всего худшего.

Драма «В центре внимания» (Spotlight), рассказывающая об успешном журналистском разоблачении католических священников-педофилов и являющаяся главным претендентом на «Оскара» в номинации «лучший полнометражный игровой фильм», стала главной причиной, по которой исполнительный директор фестиваля в Санта-Барбаре Роберт Дюрлинг совершил каминг-аут, рассказав, что также стал в детстве жертвой сексуальных действий со стороны священнослужителя. По словам Дюрлинга, он никогда не искал отмщения, однако именно «В центре внимания» позволил ему наконец-то «чувствовать себя по крайней мере оправданным».

Продолжение следует

Дмитрий Десятерик, «День», Берлин—Киев

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать