С сопилкой, а не маршальским жезлом
В Киеве проходит выставка «ART-сопротивление оккупации»Сначала у древних греков музами были три богини: Мелета — опыт, Мнема — память, Аэда — песня. Со временем они придумали мать девяти музам — Мнемозину — память. С припоминаний рождается песня, танец, картина. Поэтому не было бы памяти, не было бы театра, поэзии, искусства вообще. Сегодня культурная амнезия соревнуется с бумом памяти в виде популярности мемуаров, мемориалов и музеев.
Музей театрального, музыкального и киноискусства Украины, как любой музей — то есть дом муз, — ищет ответы на волнения, боли дня своей матери. Среди экспонатов выставки «ART-сопротивление оккупации» (которая продлится до 31 августа) первой привлекла мое внимание «Памятка бойца на первые минуты пребывания в зоне боевых действий». Рекомендации вполне полезны и в мирной жизни «Старайтесь не переоценивать и недооценивать опасность! Не погружайтесь в себя мысленно, держите внимание на обстановке! Контакт с реальностью может спасти жизнь».
Прочитал и пошел смотреть экспозицию во второй раз, поскольку собранные материалы из отчета о вкладе деятелей искусства в дело АТО превратились в видения воодушевленное благом припоминания, счастьем памятования о глубинной связи всего со всем, каждого со всеми. Так бывает, особенно в музеях, когда оказываешься в минуте, в которой сконцентрировались времена, эпохи, люди и народы.
На фотографиях Ирма Витовская, которая делает куклы, будто сшивает разорванные на клочья вещи нитью памяти. Их покупают детям, вырученные деньги выручают фронт.
Ее коллега также из Молодого театра Римма Зюбина на высоких каблуках рассказывает с танка бойцам анекдоты, актерские байки. Не похожа ни на Тарапуньку, ни на Штепселя она выглядит точной копией их обоих вместе. Такая в ней сила желания укрепить, вдохновить наших защитников.
Франковцы Наталья Сумская и Анатолий Хостикоев, которые разговаривают с ранеными, поют по-семейному, будто в саду вишневом, — такой покой, такую уверенность в победе они излучают.
Бандуристка С. Мирвода привозит на передовую кобзарей. Ребята хором поют с ними известные со школы стихи Шевченко. Кажется, к ним присоединяется голос Днепра, и песня их становится сильнее грома взрывов.
Основанная Евгением Нищуком еще в качестве Министра культуры «Народная филармония» сейчас при его актерском участии, участии многих музыкальных коллективов, отдельных исполнителей, под кураторством Р.Лоцман утверждает искусством способность духа человеческого не покоряться, так как под ударами чужой культуры, что также является актом войны , не покорилась культура украинская.
Драматург Н. Ворожбит и режиссер Г. Жено с учениками разбомбленной школы создали спектакль по фактодраме их воспоминаний. Горькие воспоминания детства. Хорошо, когда их можно выразить, чтобы, как говорил доктор З. Фрейд, отторгнутые они не пошли в тело.
В соседнем зале разместилась постоянная экспозиция «Все для фронта — все для победы». Здесь фронтовые фотографии времен Отечественной войны, мундир Шельменко-денщика, в котором множество раз радовал фронтовиков юмором Г. Квитки-Основьяненко В. Яременко.
Рядом — фоторепортаж о сыгранном на полях современной войны спектакле об изуродованной той войной любви — «Варшавская мелодия — 2», в которой играют Ада Роговцева, детство которой пришлось на войну; Ахтем Сейтаблаев — режиссер фильма о послевоенной трагедии татарского народа «Хайтарма»; Екатерина Степанкова режиссер театра «Сузір’я», которая, после нескольких десантов во фронтовую зону, подсказала его сотрудникам, что отправлять на фронт надо наши национальные флаги, которые снашиваются не только от непогоды, но и от расстрела врагами.
Линия жизни дает структуру для памяти индивидуальной, а история выстраивает структуру памяти коллективной.
Когда я увидел защитную сетку, одну из многих, которую сделали сотрудники Музея театрального, музыкального и киноискусства, это показалось мне вполне символическим, поскольку в защите правды памяти — смысл музейной работы. Персональная память глубоко связана с историей, потому что она интегрирует личные страдания отдельных индивидов с общими трагедиями, которые они переживали.
С сопилкой, а не маршальским жезлом, выходит художник на поле битвы, и вклад его в победу также дорогого стоит.