Перейти к основному содержанию

Семь замечаний о времени

1.  В Днепропетровске, на улице с архаичным названием — Демьяна Бедного, стоит дряхлый одноэтажный дом. На стенах надписи «снос», «дом под снос», под крышей непонятно на кого рассчитанная реклама японских скутеров.

Слева — двухэтажный торгово-офисный центр, явно выстроенный на месте подобного доходяги; справа  — скорее всего, старый дом после капитального ремонта, безликий, как и новостройка: скучное розовое сооружение.

Что делает привлекательной эту полуруину? Неоштукатуренные кирпичи, трещины на стенах, рыжий кот, крадущийся по краю латанной шиферной крыши, оббитые дерматином двери в боковую пристройку, заросли дикого винограда. Не сам дом, а следы, оставленные на нем. Следы вместо дома.

2.   Площадь Героев Майдана, бывшая Ленина, в том же городе, замкнута проспектом Карла Маркса и массивным зданием бывшего Министерства черной металлургии в широкий прямоугольник. О ранее стоявшем здесь памятнике неудачливому российскому адвокату ничего не напоминает, но на его месте в асфальт впечатан небольшой, 20 на 20 сантиметров, металлический квадрат с четырьмя болтами — остатки крепления новогодней елки. Примечательно, хоть и случайно.

3.  Антиутопия — понятие избыточное, поскольку каждая утопия изначально содержит собственную противоположность как единственно возможную практику.

Нарисованный ровно 100 лет назад, за два года до самой чудовищной революции, «Черный супрематический квадрат» — в том числе и об этом. Одной простой фигурой обозначены начало и завершение (анти)утопического проекта, поглотившего и самого Малевича.

4.  Ржавый квадрат на площади в Днепре — изнанка Черного, будничный постскриптум и к утопии, и к разрушению утопии.

Черный квадрат продолжит рождать новые смыслы, ржавый останется означающим с одним, и только одним, означаемым в рамках одного, конкретно этого текста.

Но таким раздроблением заканчиваются все слишком большие идеи.

5.  Историю можно представить как сумму следов, в чьей запутанной глубине каждому — по отчаянию его.

6.  В Орловщине после восхода солнца еще заливаются соловьи во весь голос. Я иду по грунтовой дороге между дачами и лесом, чтобы выбраться к днепропетровской трассе.

На сероватой, чуть влажной земле — тонкие непрерывные линии. Словно кто-то не крупнее свифтовских лилипутов бесцельно бродил от обочины до обочины, обозначая свои маршруты спичечными тростями. Это явно не птицы и не мыши — отпечатков лапок нет, кроме того, встречаются завитки, спирали, которые птицы не оставляют. Еще несколько шагов, вижу: улитки. Ползут к лесу, по одной, по две, по три, их множество в придорожных зарослях, а на куче свежескошенной травы их столько, сколько я не видел за всю жизнь. Ползут в еще холодном воздухе, на ярком солнце, под пение соловьев, с угрозой погибнуть под колесами или подошвами. Медленно и безумно спасают мое утро от забвения.

7.  След — иероглиф момента, растянутый между неутоленным тщеславием вчера и благостной рутиной завтра.

Улитка на лезвии.

Сеть разноцветных трещинок в черном квадрате.

Неочевидный вариант вечности.

Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День» Орловщина — Новомосковск — Днепропетровск — Киев

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать