Спектакли дают городу... тепло
Мысли, навеянные Евразийским экономическим форумомНакануне, как предсказывают синоптики, холодной зимы этот лозунг звучит рекламно-обнадеживающе. Представьте мое удивление, когда я получил приглашение принять участие в «Евразийском экономическом форуме-2015» в городе Сиань в Китае, частью которого была культурная конференция с именно так сформулированной темой. Среди гостей из 17 стран мира четырем была предложена честь выступить с докладами. Я поблагодарил за внимание к нашей Родине и, конечно, воспользовался случаем рассказать, как и просили организаторы, об экономике украинского театра, его достижениях и проблемах. С акцентом на столичной театральной ситуации вышел доклад о роли театра в формировании уникальности городской общины. Конкурсы имени всемирно известных киевлян В.Горовица, С.Лыфаря, С.Турчака, «Киевская парсуна» — первый международный фестиваль моноспектаклей на территории СССР, фестиваль городов-побратимов «Киев майский», Булгаковский театральный фестиваль, фестиваль признанных в мире украинских оперных звезд «В Украину вернусь» на самом деле возвращали городу имена его гениальных детей (во времена мэра Черновецкого все это погибло как экономически нецелесообразное). Он и сам прекрасно пел, по крайней мере, судя по тому, во сколько обошлась его «песня» киевлянам...
Зато пришло впечатляющее количество мелко и среднеформатных инициатив, чудом выжили масштабный кинофестиваль «Молодость» и художественный фестиваль Gogolfest.
Казалось бы, фантастический феномен волонтерства с уменьшением температуры в зоне АТО с еще большей силой должен прикладываться к благоустройству Киева, в материальном, правовом, культурном измерениях, а экологическое существование в равном почтении всех и ко всему, стремление совершенствования физического и духовного, декларации неповторимости будут вдохновлять, вести за собой, создавая мощное единство — киевлян.
Я был уверен, что забытые производственные гимнастики будут восстановлены мэром — чемпионом мира — и сделают нас стройнее и энергичнее. Появятся праздники улиц и площадей, мы будем соревноваться друг с другом в экономии воды, света, тепла. Мы ускорим шаг на нерегулируемых переходах, чтобы меньше выхлопов загрязняли атмосферу. У нас будет самое сознательное в мире отношение к мусору, чистоте улиц и окон. Мы начнем улыбаться друг другу на улицах, а не избегать взглядов прохожих.
Все гости города обязательно говорят о наших красивых лицах, акцентируют гостеприимство, а вот такого имманентного украинцам оптимизма стало гораздо меньше. Правительство выработало какую-то странную идеологию. Сначала запугать будущими проблемами до смерти, а затем ценой каких-то никому не понятных усилий выкрутиться и выжить обязательно назло врагу.
Другое дело в Китае, который шепотом называют страной победившего капитализма под руководством Коммунистической партии. Люди не просто улыбчивы. Они настроены на радость. И таки находят ее, возможно, в очень малом, но от этого она только увеличивается. Город Сиань, где проходил Форум, — столица провинции Шэньси, известная во всем мире гробницей императора Цинь Шихуана со знаменитой терракотовой армией. Может, поэтому название должности руководителя культуры города — директор дивизии искусств Министерства культуры — и боевой стиль выступления товарища Люй Юйчжун воспринимались вполне органично. Основное беспокойство в сегодняшнем театральном искусстве Китая вызывает его стремительная коммерциализация и забывание традиционного искусства.
Докладчик из Италии, который в кулуарах представился как Фабрицио, выступал под именем Фен Ы. Оказалось, он в совершенстве владеет китайским языком, углубился в современную театральную культуру Китая и именно с позиции итальянских исследований (наша газета приводила открытия Роберто Пантома) говорил о социальной эмоции, культурном взаимодействии и современном стиле и роли театра в культурном строительстве города.
Предложенные к рассмотрению хозяевами спектакли продемонстрировали застывшую традицию: «Три капли крови» Шэньсийской оперы, «Битва у Красной скалы» Народного театра Китая и «Боевой конь» Национального театра Китая по пьесе британского детского писателя М.Морпурго, которая с успехом идет на британской сцене и легла в основу известного фильма С. Спилберга.
В первом спектакле несколько традиционных сюжетов с элементами уличного театра, циркового искусства, объединенные размышлениями о семье, о голосе крови, играли в старинном деревянном театре.
Зрители сидели за столами, попивали не только чай и бурно реагировали, подбадривали актеров, стремились к открытому контакту, радовались простым и умелым проявлениям эмоций.
Спектакль «Битва у Красной скалы» — прекрасный образец того, что мы знаем из книг о высоком стиле пекинской оперы. Это совершенное владение звукоизвлечением, обычная для европейцев работа с головными, грудными резонаторами, кажется, доведенная до звучания мизинца. Все жесты имеют начало, развитие в движении и, наконец, однозначную статику.
Если актер кому-то машет на прощание и что-то желает на дорогу, то жест и звук рождаются и действуют одновременно, координируются с пластикой тела и даже движением ресниц. Это делается демонстративно, сознательно масштабировано, чтобы из простых составляющих возникло содержание неожиданно емкое и многозначительное.
«Конь войны» — абсолютно бродвейский мюзикл с лошадьми-куклами в масштабе один к одному. Точнее, один к трем, поскольку ведут эту куклу трое актеров: двое — туловище и ноги, третий — голову и шею.
Движения лошадей настолько документально достоверны, они так ярко передают эмоции животных, что очень быстро зритель начинает воспринимать их как живых существ. На них скачут военные, их ранят пули, они болеют и выздоравливают, выносят с поля боя, спасают жизни.
Словом, вы чувствуете себя ребенком, который вот-вот начнет криком предупреждать зайчика о появлении волка. Прекрасные драматические артисты, музыка, пение, свет, пироэффекты восхищают и поражают. И то, что китайцы придумали порох для фейерверков, а не для войны, из знания становится убеждением.
Сейчас в Китае очень модно носить очки без стекол. Театральная маска со сцены перешла в быт. Конфигурацией оправ люди что-то подчеркивают, что-то маскируют в своих лицах. Иногда кажется, что так же неожиданно они пользуются и эмоциональным гримом, но от этого непременно становится теплее.
По китайской традиции, говоря о своем возрасте, надо увеличивать его на один год. Так издавна, называя год, который проживаешь, таким, который уже прожил, оберегали себя от неприятных неожиданностей. Мы говорим: «Дай Бог, прожить этот день, и пусть в нем будет тепло сердечности и не только от театра».