Вещи, достойные защиты
Несколько соображений после спектакля на Андреевском, 13Позавчера в честь Международного дня музеев в киевском музее Михаила Булгакова прошла праздничная вечеринка на тему «Музейная мода и дресс-код». Говорили о музеях и одежде, кстати цитировали Булгакова: «Кино — это погоня, театр — это переодевание». Некоторая театральность всегда была присуща «Дому Турбиных» (это концептуальное название основной экспозиции); центральным событием вечеринки стала хореографическая композиция Федора Возианова и Артема Гордиева «Танец воротничков и манжетов» на музыку киевского композитора Виктории Полевой.
Музыка написана довольно давно именно для создания соответствующей атмосферы в каждом из залов экспозиции. Никто еще не пытался воплотить ее в движении. Танец исполняли три танцовщицы в черных платьях с кружевными белыми воротничками и манжетами, специально изготовленными Возиановым для спектакля. Собственно, эти акценты белого, идеально рифмовавшиеся с основным цветом интерьеров Дома, и звуковая палитра Полевой давали ощущение того театра-переодевания, о котором говорил Булгаков и который наиболее действенным — пластичным — образом стараниями танцовщиц вызывал ассоциации с романом «Белая гвардия», пьесой «Дни Турбиных», шире — с контекстом их написания.
История, искусство и современность часто вступают в довольно странные отношения. Есть определенная ирония и в то же время справедливость, например, в том, что, при великорусских убеждениях автора «Мастера и Маргариты» музей его имени остается одним из самых ярких и действенных центров украинства среди культурных учреждений Киева. Есть и другая коллизия: как и тогда, когда происходят события «Дней», на востоке Украины стараниями назойливого соседа вновь поднимается волна агрессии; но историческое время, к счастью, движется по спирали, а не по кругу — и те города, в которых агрессор по старой привычке рассчитывал на поддержку, оказались — неожиданно даже для самих себя — абсолютно иного мнения и о России, и об оккупации Крыма, и о «русской весне».
А еще наш брат и наша сестра интеллектуал(ка), случается, в припадке рефлексий мучает себя мыслью о том, зачем вообще искусство с культурой, когда там, на фронте, происходит то, что происходит. Так вот этот вечер в музее сам по себе является ответом: у парней на фронте должно быть что-то, что стоит защищать.