Если свобода вообще что-то значит, то это право говорить другим то, чего они не хотят слышать
Джордж Оруэлл, британский писатель и публицист

Живем — переживаем театром

Трибуна свободная и значимая — опыт Польши
4 марта, 2015 - 09:57

Празднование 250-летия публичного театра Польши, история которого начинается с заложенного по инициативе короля Станислава Августа Театра Народового, мотивированно «убеждением, что театр публичный, существующий в демократическом обществе, является майданом дебатов, местом рождения критической мысли, платформой осознания и презентации инновационных решений».

Эти и другие серьезные мысли, значимые посылы, мудрые обобщения изложены во «Вступительном слове» Министра культуры и наследия Польши профессора Малгожаты Омилановской к программе празднований. Сама же церемония открытия юбилейных мероприятий скорее была ироничной и совершенно непомпезной.

В трех фойе Краковского Старого театра актеры в трусах и майках, ярких буратиновских гетрах и кроссовках-скороходах зычно провозглашали театральное событие или имя персоны польского театра, указанные на каждом из 250 листов бумаги, и бросали его под ноги зрителям.

За спинами у них демонстрировалось видео с аналогично одетым актером, неутомимо бегущим по улицам польских городов, держа в руках как факел малету (палку для большого барабана с войлочной головкой). Исторический экскурс длился полчаса, зрители стояли мужественно, поддерживая аплодисментами и радостными возгласами дорогую им информацию. Наконец, актер-олимпиец «с экрана прибежал в театр» и вышел на возвышение в центральном холле. В микрофон громогласно пригласили к слову министра. Госпожа Малгожата торжественно приняла палку-факел и мощно ударила ею в гонг, тихонько провозгласив старт юбилейного Года польского театра.

Затем был спектакль «Трилогия» по Хенрику Синкевичу, одна из частей которой хорошо известна еще и как фильм Ежи Гофмана «Огнем и мечом».

Режиссеру Яну Клатте удалось изложить не столько события эпопеи, сколько главные мысли и генеральные волнения в четырехчасовом спектакле.

Очень многозначительно раскрывается образ спектакля, действие которого происходит в военном госпитале, который расположился в старом костеле. Он густо заставлен больничными койками, все герои спектакля ранены, и главный вопрос — выживет ли их воля, останется ли несокрушимым дух польского народа. Несколько раз в течение спектакля, в моменты слабости и сомнений, кто-то обессиленным шепотом или зажигательным монологом с амвона, в ответ на женские слезы, или на крик новорожденного ребенка, восклицает: «Ты поляк!», и все поднимаются в своих кроватях, будто садятся на лошадей, и все выше и выше подскакивая на упругих матрацах, в неистовстве галопа, погружаются во взрыв воспоминаний и надежд, сквозь дым, огонь и пепел пробиваются к солнцу жизни.

Высота эмоций захватывает, объединяет сцену и зал.

Тем более странной показалась недавняя история с постановкой тем самым режиссером пьесы А.Стринберга «Дорога в Дамаск», во время которой большое количество зрителей начало кричать: «Ганьба!», заставило остановить спектакль и начало стыдить артистов за участие в такой брутальной постановке, напомнило, что театр существует на их налоги, а значит должен уважать вкусы зрителя. Словом, театр в Польше на самом деле трибуна свободная и значимая.

В рамках Года театра будут созданы Электронная Энциклопедия Театра Польского, Театротека школьная, специальная интернет-коллекция знаковых спектаклей, снят фильм о Тадеуше Канторе и еще огромное количество разнообразных акций, а в День театра публичного — 23 мая — стоимость театрального билета на все спектакли по всей Польше составит 250 грошей, что примерно равно 25 гривнам.

Украинский и польский театры претендуют и борются за роль университета социального согласия. Наши реалии породили в театральном мире мощное волонтерское движение. Известные актрисы находят время поработать медсестрами в госпиталях. Концерты коллективов, сольные выступления, сбор посылок для фронта возвышаются все более частыми визитами воинов (в основном с любимыми) в театры. Возможно, еще рано и сложно говорить со сцены непосредственно об испытаниях, которые мы преодолеваем народом нашей страны, но именно ими живет наш театр, со слезой и улыбкой, мудростью и мужеством осознаний, переживает вместе со всеми.

Газета: 
Новини партнерів




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ