Украинские хроники. Обращение к русским друзьям
После снайперской бойни, в которой были десятки погибших, Янукович сломался. Трудно сказать, что повлияло на его решения. Предыдущие месяцы показали, что Янукович человек неадекватный и не может трезво оценивать происходящее. Однако уже в первую ночь штурма Майдана депутаты его «Партии регионов» быстро разобрались во всем и стали вывозить свои семьи из страны. Исчезли и многие люди из правительства. По всей видимости, армия отказалась повиноваться. И, скорее всего, «Беркут» понял, что Янукович просто гонит все спецподразделение на бойню, а потом их же обвинят во всех убийствах и насилии. Впрочем, все это, пока предположения. Факт в том, что Янукович подписал с оппозицией ряд соглашений. Они предусматривали возвращение к конституции 2004 года, в которой полномочия президента ограничиваются. Речь так же шла о новых президентских выборах, которые должны были состояться до декабря 2014 года. Соглашения были инициированы Януковичем, подписаны председателями оппозиционных партий при участии министров иностранных дел нескольких европейских стран. После этого оппозиция и большинство остальных депутатов Рады, многие из которых принадлежат к «Партии регионов» Януковича, проголосовали за новую, вернее старую конституцию. По условиям соглашения Янукович должен был подписать постановления Рады.
Впрочем, уже тогда было понятно, что этим все не закончится. Оппозиция сейчас не определяет политику страны. Ее, действительно, определяет Майдан. Майдан не принял соглашения. Лидеров оппозиции, которые вышли рассказать о них, освистали. Активисты Майдана заявили, что больше ни дня не собираются терпеть Януковича у власти, поэтому если он не подаст в отставку до 10 утра следующего дня, начнется штурм администрации президента.
Тем временем от администрации стали уходить войска и подразделения Беркута. Фактически, Янукович остался без охраны. По слухам, поняв, что происходит, он сказал своим соратникам и подчиненным: «Спасайся, кто может». После этого Янукович и ряд его подчиненных покинули администрацию. Говорят, они умчались на бронированных джипах с немецкими номерами. Все еще украинский президент добрался до военного аэродрома в Гостомеле под Киевом и улетел прочь.
Вчера события стали развиваться еще стремительнее. Утром Рада поняла, что Янукович исчез. Оппозиция быстро заявила, что исчезновение президента – это срыв подписанных соглашений. Стало быть, он отрекся от исполнения своих обязанностей. Очень быстро Рада избрала себе нового спикера Турчинова из оппозиционной партии «Батькивщина» и стала назначать исполняющих обязанности министров, попутно отправляя в отставку самых глав силовых ведомств. В это время активисты Майдана заняли здание Кабинета Министров и Администрации Президента. С Януковичем не все было ясно. Весь день ходили слухи, что он где-то в районе Харькова и вот-вот подпишет заявление о своей отставке. Яценюк, один из глав оппозиции, заявил, что он созвонился с Януковичем и тот вроде бы готов это сделать. Проблема была в том, что Харьков не случайно оказался местонахождением Януковича. В этот день два руководителя Харьковского региона Добкин и Кернес, за спиной которых мафиозное прошлое, созвали у себя в городе съезд депутатов и представителей восточной и южной Украины. Предполагается, что на этом съезде они должны были объявить о том, что ряд областей Украины отделяется от остальной страны. Чтобы отделение получилось успешным, они должны были попросить помощи у России, в том числе военной. Янукович так же собирался выступить на съезде. Возможно, что там бы он объявил себя легально действующим президентом, который может возглавить новое государственное образование. Но что-то пошло не так. Во-первых, в Харькове на улицы вышли тысячи людей, которые решили поддержать Майдан. Во-вторых, представители многих регионов Украины на съезд не явились. И, в-третьих, по всей видимости, это самое важное – Кернеса и Добкина не поддержал Путин. При отсутствии поддержки со стороны России вся затея оказалась бессмысленной. Кроме того, Янукович испугался приезжать на съезд, решив, что собравшиеся у харьковского Дворца Спорта, где все это мероприятие проходило, сторонники Майдана его растерзают. В результате на съезде Добкин и Кернес объявили, что они выступают за неделимость Украины, а сразу после своих выступлений сбежали прочь из страны.
К четырем часам дня Янукович выступил с обращением, где заявил, что в Киеве произошел государственный переворот и в отставку он не подаст. Выступал Янукович с какой-то дачи под Харьковом. После этого он снова исчез. Парламент, выслушал заявление, после чего отправил Януковича в отставку. Одновременно вышло постановление об освобождении Юлии Тимошенко, главного лидера оппозиции. Именно она проиграла Януковичу выборы в 2010 году, отстав от него на три процента. Два с половиной года назад Янукович посадил ее в тюрьму по очень сомнительным обвинениям. Надо сказать, что освобождения Тимошенко требовали все – Россия, страны Европы. Ее выход из тюрьмы вообще был главным условием подписания соглашений с Евросоюзом. Янукович ее так и не выпустил. Теперь она вышла на свободу.
Тимошенко тут же привезли на Майдан, где она выступила с речью. Надо отметить, что последние полтора года Тимошенко провела не в тюрьме, а в больнице под охраной, где лечила позвоночник. Именно поэтому на Майдане она выступала , сидя на инвалидной коляске.
Вчера ночью стали сообщать, что Янукович пытался бежать из страны, но его не выпустили пограничники. Где-то по восточным областям сейчас прячутся ряд министров и глав ведомств. Их пока не ловят, потому что формирование уголовного дела только начинается, но завтра уже могут объявить розыск.
На сегодня ситуация кажется не совсем понятной. Уже ясно, что Янукович окончательно потерял власть. Его арест или бегство вопрос ближайших дней, если не часов. На этом фоне Рада продолжает с дикой скоростью работать. Отправили в отставку большинство министров правительства. Спикера Рады Турчинова пока сделали исполняющим обязанности президента. Президентские выборы должны пройти через три месяца. Завтра, скорее всего, проголосуют за нового премьер-министра. Впрочем, все понимают, что этот новый премьер и его правительство будут переходными и техническими фигурами. Сейчас говорят, что это может быть либо Яценюк, либо известный политик и в прошлом сторонник Януковича, впрочем, какое-то время назад отколовшийся от него Петр Порошенко.
Сейчас наибольшую сложность создают два фактора. Один – это поведение восточный регионов. Жители восточных областей, в основном русскоязычных и близких к России, напуганы происходящим в стране. Все эти месяцы они судили о творящемся в Киеве по государственным каналам телевидения и по российским новостям. Понятно, что пропаганда Януковича и Путина представляла Майдан как сборище зверских фашистов, которые хотят дорваться до власти и ввести в стране тотальную украинизацию. То есть запретить полностью русский язык, разорвать все отношения с Россией и вообще натворить много страшного. Янукович, кстати, на протяжении всего своего правления играл на этих настроениях. Именно поэтому большинство сотрудников «Беркута» и милиционеров, действовавших в Киеве, были привезены из восточных и южных областей страны. К сожалению, новое руководство Украины сейчас никак не пытается объяснить этим людям, что их никто не тронет, что новое государство создают для всех украинцев, что никто не будет сжигать церкви московской патриархии, которых на востоке большинство. Никто не говорит, что Майдан боролся против коррупции, силовых ведомств и за гражданские права. Рада еще и усугубила сегодня ситуацию тем, что в срочном порядке отменила закон о региональных языках, который Янукович продавливал несколько лет назад. Дело в том, что до этого в Украине был один официальный язык – украинский. Это всегда очень раздражало восточные русскоязычные регионы. По новому закону области могли сами решать, каким будет у них второй официальный язык. Когда этот закон принимался, было много скандалов. Оппозиция тогда заявляла, что принятие такого закона – это попытка разделить страну. В общем, за этим законом тянется скандальный шлейф. Его существование очень раздражало западные и центральные области страны. Впрочем, сейчас многие говорят, что интересы русскоязычного населения все-таки стоит каким-то образом учитывать, но все это требует сложной политической работы. А сегодня Рада быстро отменила скандальный закон, создав дополнительное напряжение на юге и востоке страны. Вдобавок Россия тут же заявила, что Украину захватили фашисты, которые начали всех притеснять. Очень неумный поступок со стороны Рады. Последние часы отмечаются дикими манифестациями в Одессе, Севастополе и Харькове. Хочется надеяться, что это не приведет к новым жертвам и эскалации насилия.
Вторым фактором, создающим сложности, является Тимошенко. Она – одиозный политик. Конечно, у нее нет судимостей, как у Януковича. Но в 90-е гг. Тимошенко занималась у себя в Днепропетровске очень сомнительными, по всей видимости, мафиозными делами. Из бизнеса она пошла в политику, стала главным деятелем «оранжевой революции» 2004 года. Тимошенко сделала карьеру на популизме, скандальности и хорошо разыгранных истериках. Она дважды была премьер-министром страны. Периоды ее власти характеризовались полным хаосом в управлении государства. Тимошенко занималась ссорами с крупным бизнесом, с чиновниками, с президентом Ющенко. Сложилось такое впечатление, что она не умеет ничем управлять. Зато она всегда могла сделать очередного влиятельного человека в Украине своим врагом, а потом яростно его уничтожить. За пять лет после «оранжевой революции» она не совершила никаких политических и экономических реформ. Наоборот, при ней коррупция только укрепилась и разрослась. Ее постоянные дрязги с Ющенко, дешевый пиар и показные истерики во многом стали причиной, по которой Янукович пришел к власти. Тимошенко сделала очень многое, чтобы он победил. Правда, она заплатила за это двумя с половиной годами тюрьмы. Но это не отменяет главного: Майдан приветствовал освобождение Тимошенко, но многие бояться ее возвращения в политику. Сейчас царит ощущение, что депутаты Рады и всевозможные группы влияния быстро поделят страну заново, снова выстроят систему коррупции. И тогда получится, что все было напрасно, как была напрасной «оранжевая революция». Только вот та революция была мирной, а нынешняя оказалась кровавой и жестокой.
Именно поэтому сейчас говорят о полной люстрации чиновников, о том, что следует сделать выборными судей, глав милиции, перевести сбор налогов в регионы. Все стоят на том, что президент должен стать декоративной фигурой, а источником власти следует быть парламенту. И хотя речь Тимошенко на Майдане вчера приветствовали, никто не забыл, что на ней лежит доля ответственности. И в данный момент все думают о том, получится ли построить новую страну, с новыми политиками, с новой системой.
Впрочем, события развиваются очень стремительно и скоро мы все узнаем. Майдан пока стоит и расходиться не собирается. И именно Майдан сейчас главный орган власти в стране, с ним нельзя не считаться.
А киевлян вчера впустили в резиденцию Януковича Межигорье. Это огромное поместье на несколько десятков гектаров. Там обнаружились дворцы, гаражи на десятки машин, поле для гольфа, собственный зоопарк с экзотическими птицами и животными. В небольшом заливе стоит роскошный дебаркадер для плавания по Днепру. В самой резиденции нашли много золота – золотые запонки, золотые купюры, золотые монеты весом в килограмм, даже золотая буханка хлеба. Однако самое интересное это документы, которые там обнаруживаются – ориентировки на активистов Майдана, тысячи ведомостей о закупках предметов роскоши, описания коррупционных схем. Речь идет о проворачивании через Януковича сотен миллионов долларов. А еще там нашлись ориентировки автомобиля журналистки Татьяны Черновол и ее фотографии. Эта журналистка писала о собственности Януковича. В конце декабря автомобиль Черновол остановили и ее попытались убить, она с трудом выжила. На дне залива в Межигорье находят ящики с патронами и оружие. Сегодня открыли еще две резиденции Януковича – одну горную в Закарпатье и одну приморскую в Крыму. Это не резиденции, а настоящие замки и роскоши там тоже немало.
А мы сегодня были на Майдане. Я, жена и дочек взяли. Сотни людей ехали в метро с цветами и желто-синими ленточками. Все выходили на одной станции. На Крещатике очень много народу. Пройти невозможно. Баррикады все еще стоят повсюду. Еще ходят отряды самообороны в масках, сложены кучами милицейские щиты. Жутко нависает над Майданом сгоревшее здание федерации профсоюзов. В воздухе еще пахнет гарью, а весь асфальт и остатки брусчатки под ногами абсолютно черные. Последние три дня мы хороним людей. Сейчас уже говорят о 82 погибших. И пока это не окончательные цифры.
Владимир ГРОМОВ, сценарист, преподаватель, окончил ВГИК, Киев