Что сегодня вохеншау, то завтра прикол
Раньше в некоторых странах, перед началом фильма, обязательно показывали киножурнал. Идешь на Луи де Фюнеса во французской комедии, но сначала смотришь нашу: очередную «битву за урожай», плавку стали и съезд партии Ленина, который инструктируя Луначарского, сказал : «из всех искусств, для нас важнейшим является кино». Говоря «для нас», Ильич имел в виду диктаторов. Самые успешные из них сразу разобрались в глубине пророчества и выгоде экранного монтажа реальности. До чего в СССР дошли только после 50-х годов, в Германии широко практиковали еще в 30-х. А в сороковых ни один гражданин рейха не обходился без «Дойче Вохеншау» (Die Deutsche Wochenschau) накануне встречи с Ольгой Чеховой и Марикой Рекк в кинозале. Один немецкий журналист уже после ухода Гитлера и Геббельса из кинематографа, горько пошутил, мол, смотри мы хронику, не выглядывая из бомбоубежищ, то в апреле 45-го не сомневались бы в нашей скорой победе. Параллели так и напрашиваются. Но, сейчас не о них.
Новый путинский киножурнал про возвращение украинского Крыма с украинским имуществом в Россию, к сожалению, попал в центр общественных дискуссий по нашей простоте. Зачем нужно пропагандировать рядовой выпуск в стиле «хроник вохеншау» - не понимаю. Понятно, ведь, джинса или туфта, как кому нравится. И не только потому, что задумывался, режиссировался и снимался с очевидной пропагандисткой целью. Дело хуже. Российские фабрики грез и творческие союзы давно принадлежат Кремлю, который много лет занимается размещением рекламы Путина в обычных и 25-х кадрах. Важнейшее искусство, где российские военные с 2000 года воюют с НАТО и американцами, где угроза Москве исходит от бендеровцев, которые атакуют послевоенную Одессу, где чекисты спасают тех, кого обычно они убивают, приравнялось к штыку. Им теперь прокалывают мозг россиянам. Иногда так, что даже сами актеры хватают оружие, чтобы пострелять в придуманных ими же врагов. Ольга Чехова, с которой любил поужинать Адольф, до такого перевоплощения не докатывалась.
Конечно, иногда прикольно пересмотреть 645-й выпуск советского киножурнала и хронику, отредактированную лично Геббельсом. Все же исторические документы об искусстве обмана и лжи. Вот и российский фильм про Крым я посмотрю спустя некоторое время, после выхода сценариста, главного героя сюжета и заказчика в тираж истории. Будет интересно, я вам обещаю.