Перейти к основному содержанию

Донбасс: какой сценарий лучше?

16 марта, 13:05

Последнюю информацию о местных выборах на Донбассе и вероятное появление на верхушке ОРДЛО Рината Ахметова и Юрия Бойко украинская общественность встретила противоречиво. Много понятных эмоций и ценностного восприятия, но ситуация, как ни крути, требует стратегического осмысления.

Давайте попробуем увидеть за деревьями лес.

Если коротко, сейчас имеем такую логику:

1. Представитель Петра Порошенко в Верховной Раде Руслан Князевич спешно пишет закон о местных выборах на Донбассе, поскольку Запад, стремясь быстрее успокоить войну на континенте и восстановить определенные экономические связи с РФ, поставил перед Киевом жесткое условие: закон - в марте, выборы - в июне.

2. Кремль выступает против демократических условий выборов, Запад готов закрыть на это глаза, чтобы вопрос решился. Рада за такой закон, очевидно, не проголосует, поэтому не исключается проведение референдума. Если народный вердикт окажется отрицательным, в отношениях украинской власти с Западом может образоваться трещина.

3. Видя готовность Киева к выборам, Москва соглашается поставить на должности председателей ОРДЛО таких персон, как Ахметов и Бойко.

4. Оставаясь «непокоренными», эти районы переходят под формальный контроль Украины.

В пользу этой логики свидетельствуют как заявление журналистки Татьяны Мокриди, жены украинского представителя в Трехсторонней группе Романа Бессмертного о том, что Князевич (без участия Бессмертного) действительно пишет такой закон, так и, но в меньшей степени - комментарии со стороны Ахметова и Бойко, которые «готовы на все».

Из четырех пунктов описанной цепочки вытекают четыре вопроса, на которые можно предложить следующие ответы.

1. Действительно ли Запад готов признать выборы, которые практически не будут иметь демократических признаков?

Если это будет рассматриваться как неизбежное условие, чтобы достичь более или менее продолжительного мира, вполне допустимо.

2. Каким, скорее всего, будет результат референдума?

Недавний опрос Института Горшенина показал, что сегодня большинство украинцев проголосовали бы против соответствующих изменений в Конституцию и законодательство. Но это отнюдь не подавляющее большинство. При этом основная часть украинского населения до сих пор поддерживает мирное урегулирование конфликта.

Социологи отмечают: если в вопросе референдума привязать установление мира к абстрактным особенностям самоуправления отдельных районов Донбасса, то большинство проголосует «за». Например, если вопрос будет звучать так: «Согласны ли вы на то, чтобы мир на Донбассе был достигнут через признание особенностей самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей?».

В сегодняшних обстоятельствах референдум, на котором большинство украинцев проголосовали бы «за», для Порошенко, судя по всему, был бы наиболее оптимальным вариантом.

Нечто подобное российско-сепаратистская сторона может устроить и на оккупированной территории, чтобы продемонстрировать, прежде всего местному населению, каким является «республиканский» выбор.

Здесь стоит отметить, что именно вопрос общественной готовности к проведению выборов и реализации других минских пунктов, как ничто иное, может затормозить выполнение всего этого плана.

3. Ахметов и Бойко безальтернативны?

Нет. Если это будут не именно они, а, например, их представители или люди из той же политической обоймы, суть одинакова. Удивительно, вообще, почему многие зациклились на фигурах владельца «СКМ» и лидера «Оппоблока». Словно, если руководить ОРДЛО будут их ставленники или другие «регионалы», от этого что-то изменится.

4. Выгодно ли Украине формальное возвращение оккупированных земель при невозможности осуществлять полноценный контроль над ними?

Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим два возможных сценария, исходя из того, что вернуть захваченные районы не только юридически, но и фактически мы сможем, очевидно, не раньше, чем что-то революционное произойдет в РФ и боевики останутся без ее защиты.

Сценарий «а». Порошенко так и не подписывает закон о выборах, или его не поддерживает Рада, или на референдуме большинство голосует «против». Запад и Москва мирятся с замораживанием конфликта, который будет продолжаться с периодической активизацией боевых действий на отдельных участках фронта, что будет приводить к очередным смертям и ранениям среди украинских военнослужащих и мирного населения.

С каждым месяцем политическая, общественная и информационная стена между ОРДЛО и остальной Украиной будет становиться все выше и выше. Поэтому, если что-то переворотное состоится в РФ, сепаратистская сторона потеряет ее поддержку и украинская армия будет готова освободить эти территории, большинство местного населения подумает примерно так: «Сейчас они придут нас убивать».

Аналогии с освобождением городов и поселков Донбасса летом 2014 года здесь проводить не следует, поскольку восторженными они были совсем недолго и настроения там царили далеко не такие, какие сейчас на оккупированных землях.

А вот параллели с весной того же года провести стоит. Не дожидаясь прихода ВСУ, многие местные, считая, что им нечего терять, возьмут в руки оружие - все то, полученное от РФ. К тому времени уже больше половины мужского населения в ОРДЛО, наверное, будет «ополченцами», поскольку выгодной профальтернативы у них не будет.

Начнется еще одна волна боевых действий. Боевики долго не протянут и в конце концов сдадут оккупированную территорию, но последствия этого противостояния - человеческие, экономические, политические - для Украины могут оказаться куда более тяжелыми, чем в 2014-2015 годах. Опять-таки даже в случае полной военной победы.

Сценарий «б». Порошенко подписывает закон о выборах, Рада его утверждает и, предположим, предварительно большинство украинцев на референдуме голосует «за». Проводятся выборы, которые практически не имеют демократических признаков, и побеждает понятно кто.

На должности глав ОРДЛО Кремль утверждает Ахметова и Бойко или кого-то из этой серии. Возможности их личной власти в этих районах, конечно, будут ограничены, не говоря уже о Киеве. Однако не из-за большого патриотизма, а чисто из экономических соображений они будут и в дальнейшем заинтересованы в нейтрально-миротворческой риторике, которая на местном уровне так или иначе будет способствовать размыванию антиукраинских настроений.

Военных обострений уже не будет, поскольку они никому не будут нужны, прежде всего - Москве, которая якобы добьется своего. Многие переселенцев смогут вернуться домой в более или менее приемлемые условия.

Даже чисто формальный контроль предусматривает, что ОРДЛО не будут столь закрытыми для Украины, чем при сценарии «а». При таком развитии событий украинские политические, общественные и информационные потоки будут проникать туда как никак чаще. Не сразу, но со временем.

Поэтому, когда что-то революционное произойдет в РФ и боевики останутся в одиночестве, большинству населения этих земель будет легче принять возвращение под полноценный контроль Киева, уже не подчиняясь страхам или как минимум не прибегая к оружию.

При таком варианте, вероятно, не придется и проводить специальных военных операций, чтобы вернуть отдельные районы Донбасса в Украину как следует.

Какой сценарий лучше?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать