Перейти к основному содержанию

Феномен Надежды Савченко в украинских реалиях

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Возвращение Надежды Савченко из российского плена (а в условиях «гибридной войны» это был именно плен) всколыхнуло украинское общество. Радость, восторг, интерес, подозрительность, неприятие и т. д. — все перемешалось в отношении к ней как к личности, особенно после серии интервью, которые Надежда щедро раздала всем мыслимым и немыслимым средствам массовой информации. Очевидно, что она и ее заявления и поведение еще долго будут предметом для обсуждения — «информационным поводом», как любят сегодня называть избранные ими темы для обсуждения с широкой аудиторией украинские журналисты.

Едва ли не самым интересным феноменом стало то, что появление Савченко на украинском политическом горизонте и ее первые, нужно сказать, довольно сомнительные политические шаги, вызывают широкий отклик на уровне массового сознания. Ее и ее выступления и заявления обсуждают в метро, очередях на оплату коммуналки, магазинах, автобусах, на остановках автотранспорта.

Связано это, как оказывается, с тем, что само появление Савченко в Украине как знаковой фигуры для страны эпохи первой украинской отечественной войны стало катализатором обсуждения тех проблем, которые подспудно бурлят в головах большого количества современных украинцев. И среди них можно четко вербализовать следующие:

- Будет ли новый Майдан и или «поднимет» ли его Савченко?

- Не пора ли сменить президента и может ли им стать Савченко?

- Состоится ли военный переворот в Украине и поспособствует ли этому Надежда Савченко?

- Возможно ли примирение с Донбассом и какую роль в этом сможет сыграть Савченко?

- Найдутся ли кукловоды на эту непокорную голову и кто это может быть?

- И наконец, совсем неожиданная тема, которая всплыла уже «благодаря» заявлениям самой героини: не является ли она агентом ФСБ, потому что очень уж ее заявления о мирном урегулировании на Донбассе и особенно возможность переговоров с главными бандитами Лугандонии «работают на руку Путину и Кремлю»?

Если говорить о последнем вопросе, то при всей очевидной абсурдности вышеприведенного предположения, все же его не  обойдешь просто так, потому что иногда это приходится слышать из уст участников АТО, а это уже определенный показатель настроений в обществе, от которых не стоит просто отмахиваться. Особенно если учесть, что Савченко заявила фактически, что те, кто не принимал участия в военных операциях на Востоке, не должны вмешиваться в процесс урегулирования конфликта. Ясно, что заявления Надежды о готовности мириться любой ценой не понравилось тем, кого она назвала «диванными войсками», которые хотят войны до полной победы. Нужно честно признать, что абсолютное большинство украинцев все же хочет мира и не хочет воевать, хотя это и не означает, что не будет.

К сожалению, до того как стать политиком, Надежде стоило бы поучиться многим вещам, в том числе и дипломатии, потому что сегодня резкие заявления Савченко разводят украинцев на два лагеря.

Что касается ожидания революционного лета на Майдане под руководством украинской Жанны д’Арк, то эти ожидания горячих голов не оправдались очевидно, потому что почти сразу после возвращения Савченко четко заявила следующее: «Все ожидали, что вернется Савченко, махнет шашкой и выведет людей на третий Майдан. Нет, я делать этого не буду. У меня нет такого доверия народа. Я не смогу остановить людей, не смогу контролировать. И просто утопить Украину снова в крови и делить ее — это плохой вариант». К тому же, ее твердое убеждение относительно категорической необходимости мира для Украины сформировалось благодаря тем письмам, которые шли к ней в тюрьму. Они были пропитаны одним желанием и надеждой — любым путем получить мир, прекратить войну. Хотя мало кто из моих случайных собеседников поддерживал мнение нардепа Савченко о возможности вести переговоры с Плотницким и Захарченко, все же абсолютное большинство так называемых рядовых украинцев выражают поддержку идеи поисков мира для Украины как самой главной на сегодняшний день. Правда, стоит отметить, что мало кто верит и в возможность быстрого разрешения конфликта на Донбассе.

А вот насчет президентства мысли сарафанного радио разделились. Некоторые считают, что именно такой прямой, честный, откровенный и решительный президент и нужен теперь Украине. Не беда, что Надежда многого не знает в управлении государством, она научится. Нужна хорошая команда специалистов. Но здесь сразу возникает и проблема: не станут ли они заодно и кукловодами для малоискушенной в политике героини? Однако есть много и тех, кто считает Надежду Савченко бесперспективным политиком, утверждая, что ей лучше вернуться к военному делу, «где от нее будет больше пользы». Приходилось слышать, что «еще немного, и она займет нишу на арене политического цирка рядом с вилоносцами и мордобойцами». Очень бы не хотелось такого развития событий! К сожалению, украинцам очень часто приходилось разочаровываться в своих героях, чтобы безболезненно терять каждого нового!

Едва ли не самым интересным является вопрос о возможности военного переворота в Украине и установления не вымышленной, а все-таки настоящей украинской хунты. С начала активных военных действий на Востоке эта тема постоянно всплывала на уровне массового сознания. При каждом росте недовольства руководством страной, она начинала активно обсуждаться как возможная альтернатива «украинскому беспорядку» и нежеланию украинских олигархических элит меняться и реально менять страну. С появлением Савченко обсуждение проблемы приобрело новую силу. Пожалуй, сегодня это самый тревожный звоночек для власти. Все может закончиться внезапно! И хотя с Надеждой Савченко подобные тревоги можно связывать меньше всего, ведь она заявила, что ни за что не утопит Украину в крови, найдутся другие претенденты на роль украинского Пиночета. И это не такая уж и утопия, потому украинцам уже надоели эти «изменения без изменений», «война без войны», «улучшение без реальных положительных результатов».

Итак, возвращение Надежды Савченко в Украину и ее выступления активизировали в современном украинском социуме целый ряд серьезных проблем и должно было стать определенным сигналом для власти о настроениях в обществе. Но чем это все закончится, покажет время. И не такое уж отдаленное, потому что кризисные явления в стране порождают в обществе соответствующие настроения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать