Перейти к основному содержанию

Какая именно евроинтеграция?

15 февраля, 11:32
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Как-то не принято говорить плохо о евроинтеграции или ставить под сомнение европейский выбор Украины. По крайней мере, среди порядочных людей. И вообще, само слово «Европа» в среде украинских сторонников демократии и независимости априори ассоциируется с чем-то правильным, прогрессивным, гуманистическим, в общем, с чем-то светлым. С тем, что крайне необходимо позаимствовать и имплантировать в украинские реалии для их изменения к лучшему. Ну а то, что среди некоторых украинских «незалежников», но не демократов слово «Европа» означает еще и (не в первую ли очередь!) опасную, по их мнению, толерантность в отношении сексуальных меньшинств, то сколько в нашей стране таких, так сказать, «малоевропейцев» (которые в этом вопросе всегда найдут общий язык с малороссами)? Они политическую погоду не делают, хотя и являются весьма громкими и скандальными.

Но при всем этом как-то забывается, что реальная Европа - это не только ухоженные цветники, не только веселые карнавалы, не только электоральная демократия, не только честный труд за нормальную плату и не только произведения художников-модернистов и философов-гуманистов. Европа как мировая сила несла и, похоже, до сих пор несет в себе зерна, которые дают совсем другие всходы. Поэтому надо быть весьма осторожными, чтобы вместе с европейским позитивом не затащить в Украину еще и бремя европейского негатива, от значительных объемов которого часть мира избавилась, иногда, однако, выплеснув вместе с водой ребенка...

Не буду углубляться во времена Средневековья - это был по всем параметрам существенно иной мир, чем сегодня. Сделаем своеобразную «прогулку во времени» только в течение последних ста лет. И увидим там вещи, которые заставят нас содрогнуться и задуматься.

Как раз сто лет назад бушевала Первая мировая война, неслыханная до этого бойня глобального масштаба, спровоцированная и начатая Европой. И главными театрами военных действий стали европейские. По состоянию на 1916 год уже были успешно апробированы и концлагеря, и оружие массового поражения (боевые отравляющие газы), и танки, и тяжелые бомбардировщики, которые сбрасывают свой смертоносный груз на тыловые города, и массовые депортации гражданского населения - все то, что буйным цветом расцвело через четверть века, во время Второй мировой, тоже начатой на европейской арене...

А еще не забывайте, что и «призрак коммунизма» Маркса родился-таки в Европе, долгое время бродил по ней, а затем в 1917 году прочно осел в Российской империи, превратившись в реальность. И при этом Владимир Ульянов-Ленин и его неистовая команда нашли убежище именно в Европе, там они откровенно проповедовали свои тоталитарные взгляды и объединяли единомышленников для создания тоталитарного режима в России, который в перспективе должен был наложить свою руку на Европу, а дальше - на весь мир. Не получилось. Но попытки были - и в Германии, и в Польше, и в Венгрии, и в Болгарии, и в Испании.

Попутно: через шесть десятилетий после Ленина аятолла Рухолла Мусави Хомейни так же нашел убежище в Европе, где так же пропагандировал свой вариант тоталитаризма и так же собирал единомышленников для установки в Иране тоталитарного режима, чтобы противостоять всему демократическому миру.

На территории Европы возникли и фашизм с нацизмом как несколько отличающиеся от большевизма варианты тоталитаризма. Вообще, в 1930-х в Европе осталось с десяток демократических государств, все остальные имели более или менее людоедские деспотические режимы. Именно на эти годы приходится и расцвет ведомства доктора Йозефа Геббельса и коминтерновского пропагандистского концерна Вилли Мюнценберга. А в 1940-е - это атомный проект, начатый в Великобритании и Германии европейскими учеными, затем перенесенный из соображений безопасности с Британских островов в США. А баллистические ракеты, которые падают на города и убивают гражданское население? Первой стала во время Второй мировой немецкая V-2 (она же «Фау-2»), затем скопированная в США и СССР...

Ну а после войны - вплоть до 1956 года, до доклада Хрущева на ХХ партсъезде, в Европе (в том числе и западной) на улицы выходили миллионы искренних адептов сталинизма, видя в нем спасение от всех бед. И террористические «красные бригады» и «красные армии» 1960-70-х - тоже Европа, причем демократическая. И рационально непонятная русофилия значительного количества европейцев, прежде всего французов и немцев, весьма ощутима сегодня в сочетании с отношением к украинцам как к «неполноценной нации», к составляющей «русского мира» - тоже Европа. И нынешний Ватикан с его абсурдной политикой - тоже. И Сильвио Берлускони европеец, и Марин Ле Пен европейка...

Поэтому евроинтеграция - явление весьма непростое. Нельзя безоглядно стремиться воплотить в Украине все то, что существовало или существует в Европе. Проблема в том, автоматически абсорбирует наше государство далеко не лучшие европейские образцы политики, культуры и быта последнего века или все же сможет поставить социально-селективные фильтры, чтобы отделить зерна от плевел.

Более того, не забывайте, что мафия - это тоже европейское явление. Похоже, сегодня кое-кому в Украине очень нравится именно это из «достижений» Европы и кое-кто тщательно уже четверть века пересаживает его на украинскую почву. К тому же у нас властвовал евразийский аналог мафии, более архаичный, называемый «номенклатура»; нынешние мафиози Украины, как и их европейские «собратья», начинали с разбоя, со смешной одежды (вспомните малиновые пиджаки!), с действий по схеме «хватай и беги». Те из них, кто уцелел, превратились в степенных олигархов, с подконтрольными территориями и миллиардными состояниями. Иногда думаешь: неужели же именно это все станет главным достижением украинской евроинтеграции?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать