Конфликт на крови
Майдан, Донбасс, Крым – все это поводы, а не причины, призванные покончить с украинской независимостью. Сегодня на территории Украины ведется борьба либо за европейское, либо за имперское развитие всего региона
Обсуждая интервью Надежды Савченко изданию Deutsche Welle большинство комментаторов склонно указывать на губительный характер прозвучавших предложений: 1. Прямых переговоров с главарями Д/ЛНР; 2. Постепенного снятия санкций с России; 3. Снятие секторальных санкций (потому что от них страдает простой русский народ); и 4. заверение, что передача Украине высокоточного оружия станет причиной Третьей мировой войны. Украинские эксперты неплохо справляются, опротестовывая каждое из этих «рацпредложений». Я бы хотела остановиться на другом моменте – на высказанной Надеждой уверенности, что «мы с Захарченко/Плотницким один народ и делить нам нечего». Надо, мол договариваться без «посредников и соглядатаев», улыбнуться друг-другу и закончить войну.
На самом деле в прямом диалоге был бы смысл, если бы мы говорили об урегулировании конфликта между Донбассом и остальной Украиной. Но его нет. Ведь, несмотря на все противоречия, никакого конфликта там, куда не распространяется «власть» этих двух деятелей просто нет. Конфликт — это спор, столкновение людей или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами. И тут возникает вопрос: а про что все-таки конфликт? Что это за ценность, которая одинаково нужна обеим сторонам? А главное, где эти стороны?
По данным проведенного 18-19 июня ВЦИОМом опроса, 65% россиян поддержали бы решение своих близких пойти на войну в случае необходимости, а 49% из них посоветовали бы им отправиться прямо на линию фронта. Большинство опрошенных выразили готовность оказать ту или иную финансовую помощь, для поддержание военной мощи страны: 39% согласны отдать четверть зарплаты государству в качестве военного займа, еще 17% - выделить несколько меньшую часть своих доходов. «Патриотические чувства» в России разделяют 80% респондентов. Мысли о России вызывают надежду у 36% россиян, против 29% в 2014 г.), уважение - 32% (против 27%), любовь - 24% (против 16%), доверие - 18% (против 8%). При этом теперь россияне реже стали испытывать по отношению к стране недоверие 4% (против 14%) два года назад, антипатию - менее 1% (против 11%) и скепсис - 1% (против 8%).
Перед нами итог двухлетней российской агрессии против Украины в цифрах и рейтингах. Россияне не просто безразличны к ней. Они отвечают на убийство украинских граждан патриотическим подъемом и ростом поддержки воинственной политики своего государства. А что же «жители Донбасса» во главе со своими представителями?
Участниками - субъектами конфликта, называют те группы, которые принимают в нем участие и чье присутствие вносит в конфликт свои коррективы. Выделят такие группы участников: 1. свидетели — это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны; 2. подстрекатели — это те, кто подталкивает других участников конфликта к действиям; 3. пособники — люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью, финансами, либо обеспечением прикрытия; и 4. посредники — те, кто своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Главари террористических образований ДНР и ЛНР – это пособники, призванные придать российско-украинскому конфликту видимость внутри украинского. А «жители Донбасса» – свидетели, необходимые для подтверждения, что «это все хунта стреляет по нашим мирным вежливым ребятам».
Есть еще несколько важных моментов необходимых для понимания природы конфликта. Не все участники обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета. Причина конфликта связана с потребностями конфликтующих сторон. Повод — происшествие, которое способствует возникновению конфликта: бывает, как случайным, так и специально созданным. Предмет – это та ценность, за которую в общем то и ведется борьба.
Россия напала на Украину и оккупировала ее территории. Это не отрицают даже «примирители». Но не стоит забывать, что и Украина дала отпор и вот уже два года самостоятельно сопротивляется подготовленной, хорошо вооруженной, накаченной шовинистическим задором и сплоченной вокруг идеи восстановления империи – путинской России. Наша страна ведь не просто жертва иностранной агрессии. Она и сторона конфликта, которая не собирается отдавать своего врагу.
В 2014 году конфликт между российскими и украинскими постсоветскими обществами, государствами, моделями будущего перешел в горячую фазу. Майдан, Донбасс, Крым – все это поводы, а не причины, призванные покончить с украинской независимостью. Сегодня на территории Украины ведется борьба либо за европейское, либо за имперское развитие всего региона. Пытаясь игнорировать, что сторонами конфликта есть российский и украинский народ, люди призывающие к переговорам с пособниками, возлагающие всю ответственность исключительно на подстрекателя Путина, выводят за скобки не только российскую строну конфликта, но и ценность, за обладание которой ведется борьба.
Пока путин воюет с Америкой за мировое господство, борьба между украинским и российским народом ведется за Украину. Либо свободную и независимую, либо «умиротворенную» и включенную в российский ново-имперский проект. Это для них война «гибридная» в которой они встают с колен и возрождают «союз братских народов». А для нас она национально-освободительная. То есть, имеющая целью не просто восстановление территориальной целостности страны, но и признание другой стороной нашей национальной субъектности. Когда Россия, россияне, российский политикум будет считать нас отдельной страной, отдельной общностью, когда сказка про «один народ» отомрет за ненадобностью – только тогда мы сможем сказать, что конфликт исчерпан.
Когда-нибудь это произойдет. Умирающая империя уже признала субъектность Финляндии, Польши, стран Балтии. Записала во враги, но не сомневается в их отдельности. Со временем ей придется это сделать и по отношению к Украине. Рано или поздно украинская сторона конфликта получит ту ценность, за которую борется с российской стороной не одно столетие. А до тех пор, не стоит путать повод, причину и предмет. А также обманываться в участниках. Это повышает риск принять замороженный конфликт, или конфликт тлеющий за «Большой договор дружбы и сотрудничества между братскими народами», который, как мы знаем, всегда подписывается нашей кровью и «клянется в нерушимости» исключительно на нашей украинской крови.