Кризис не-доверия как зеркало революции
Крупный бизнес так и не стал субъектом спасения страны, не взяв ответственность и родив мышь декларации «Украинской бизнес-инициативы»Неделя прошла с провала вотума недоверия правительству, а до сих пор нет ни одного логичного и убедительного объяснения, что же это было. Политики путаются в показаниях, эксперты и журналисты строят версии, подставляя в уравнение неизвестные, которые верифицировать невозможно.
Будто вылезло на мгновение из вод Днепра и тут же скрылось неведомое чудовище, оставив на снимках фотокамер и айфоновсухую цифру 194. Кто говорит, что видел гигантскую жабу, кто грешит на древнего, обросшего тиной динозавра, и лишь в одном сходятся все – чудовище на редкость мерзкое и опасное.
Все возможные нефантастические сценарии, которые могли привести к сохранению правительства Яценюка, упрощённо сводятся к таким вариантам:
1) сговор президента, премьера и «олигархов» (теневых игроков, контролирующих значительную часть национального богатства и не занимающих государственные посты) против ряда фракций, народных депутатов и гражданского общества, недовольного неэффективным и коррумпированным правительством;
2) сговор премьера и части «олигархов» против президента, который пытается перераспределить потоки в пользу другой части «олигархов», на фоне самостоятельной позиции фракций и депутатов, последовательно голосовавших против правительства;
3) итоговый сговор президента и премьера на фоне уже известных позиций фракций, депутатов и стоящих за ними теневых игроков.
Я намеренно не включаю в качестве акторов внешние силы (США, МВФ и т.п.), потому что публичного требования отставки правительства Яценюка с их стороны не было и не могло быть, а воля этих сил к «внешнему управлению» Украиной сильно преувеличивается внутренними игроками в своих целях, производя на свет мириады самых нелепых слухов.
Неважно, какой из перечисленных вариантов ближе к истине. Главное, что в любом случае это был сговор.
В публичном пространстве Украины и Запада «спасение» Яценюка предстаёт как унизительное театральное представление, срежиссированное в результате сговора президента, премьера и непубличных сил, управляющих ручными кнопкодавами.
Теперь все получили прямое доказательство, что политика Украины после революции продолжает оставаться закрытой и неподконтрольной обществу, а главные её акторы категорически не заинтересованы в реальном парламентаризме, их устраивает привычная имитация.
Невыполненным остался главный запрос Майдана – перевод политики в публичную, подконтрольную обществу плоскость.
Именно поэтому уровень доверия к институтам центральной власти, политическим партиям и политикам в Украине крайне низок, и революция не смогла переломить этот тренд.
«Держатели» украинской политики не считают нужным делиться с обществом своим анализом текущей ситуации, видением будущего страны, стратегическими планами. Президент и премьер в своих публичных выступлениях, за редчайшим исключением, демонстрируют бессодержательный популизм и нередко – откровенную ложь.
Всем известные непубличные игроки – «олигархи» - хранят гробовое молчание, которое однозначно понимается обществом как желание оставаться в прежних схемах принятия решений. Попытка «олигархического консенсуса», координатором которой выступал Сергей Тарута, провалилась. Крупный бизнес так и не стал субъектом спасения страны, не взяв ответственность и родив мышь декларации «Украинской бизнес-инициативы».
В обществе нарастает чувство беспомощности, бесполезности протеста, апатии, которая может убить юную гражданскую нацию и лишить страну перспективы состояться как государство.
Западные партнёры Украины также не видят сейчас ни одной надёжной точки опоры, серьёзной силы, которая реально стремилась бы к прозрачности и демократизации.
«Олигархи» привычно стремятся превратить во власть собственность, полученную сомнительным путём, политики, выросшие в продуктах номенклатурного гниения,– монетизировать власть в материальное богатство.
Да, «золотая акция» для временного сохранения непопулярного правительства всё ещё под их контролем.
Но что-то им мешает прийти к консенсусу, как много раз бывало раньше. Это гражданское общество, которое на волне революции сумело пробраться в парламент в таких количествах, что пасьянс узкогрупповых интересов уже не сходится. Система вплотную приблизилась к коллапсу.
Сохранение конкурентной олигархии – тупиковый путь и судьба вечной периферии.
Рентная автократия российского типа, может быть, и является идеалом части украинской элиты, воспитанной в традициях советской номенклатуры. Для неё вроде бы есть основа – положение Украины как форпоста цивилизации против архаичного и опасного для всего мира режима Путина. Авторитарные режимы многих развивающихся стран успешно продают тем же Штатам своё геополитическое положение, получая приличную ренту.
Но авторитаризм глубоко противен политической культуре Украины, и любая попытка его навязать вызовет взрыв.
Новый баланс может быть найден либо с полноценным учётом интересов общества, либо путём жёсткого подавления какой-то его части. Для любого из этих сценариев необходим новый кредит доверия, который можно получить только на выборах.
Украина входит в виток кризиса, способный окончательно похоронить надежды Революции Достоинства. Или спасти, если будет найдена формула новой политической системы.
Выход известен и не раз апробирован во многих успешных странах. Этосправедливые, равных для всех и подконтрольные обществу правила игры. Они могут быть установлены только путём национального диалога, через принятие новой Конституции. Такая повестка в разной форме уже ставится крупными партиями, от Народного фронта до Батькивщины и Самопомичи. Но есть ли политическая воля, чтобы её реализовать?