Маленький шаг назад от края

Мои первые впечатления от событий сегодняшнего дня:
1. Мы не только остановились на краю над пропастью массового кровопролития, но и предприняли маленький шаг назад от края. Но понятно, что это лишь начало.
2. Перепринятие четырех законов – очевидный результат политического компромисса и также определенный сигнал той части наших сограждан, которые болезненно переживают процесс разрушения советского наследия. В целом их также можно и нужно понять, потому что очевидно, что кроме политического компромисса, безусловно, нужно как-то выходить и на широкий общественный компромисс. Чтобы сказать что-то подробнее, надо анализировать тексты законов.
3. В ситуации есть еще немало угроз. И подписи Президента под сегодняшними решениями еще нет, и репрессивный аппарат продолжает работать. Где-то возникли трещины во власти (фактический бунт во фракции ПР), а где-то – трещины в обществе (охота в Донецке на фанатов, которые поддержали Евромайдан). Но самая большая проблема сейчас такова: все уже понимают, что из ситуации «нужно как-то выруливать», но на сегодняшний день никто не имеет четкого представления, как именно и куда именно. Ни в тактическом, ни в стратегическом плане.
4. В тактическом плане один из самых больших проблемных узлов – идея возвращения к Конституции-2004. Здесь есть свои ловушки и в правовой плоскости (кто тогда должен немедленно переизбираться – ВР или Президент?), и в политической плоскости (архитектура власти по этой Конституции предусматривает перманентный, заложенный структурно, конфликт между Кабмином и Президентом с его АП). Здесь должны сказать свое слово юристы-конституционалисты. В любом случае, возобновление действия этой Конституции, даже если это можно будет осуществить юридически чисто и без «разрушения во власти» – лишь временное средство, и все (ну, вроде бы все) это понимают. В негативном плане, можно сказать, уже есть консенсус вокруг тезиса «нужно менять не лицо, а саму систему». Но здесь мы переходим от вопросов тактики к вопросу стратегии.
5. В стратегическом плане основная проблема – предложить такие новые «правила игры», такую новую архитектуру власти, чтобы вокруг этого предложения мог сформироваться консенсус и основных игроков бизнеса (так называемых «олигархов»), и большинства политических сил, и большинства общественных активистов и остального общества. Собственно, идет речь не меньше как о новом «общественном договоре», который еще нужно четко сформулировать, обсудить и заключить. Работа в этом направлении идет, а вот, сколько она заберет времени – зависит от основных участников процесса.