Memento Путин!
Никто не может помешать украинцам, если они не навредят себе сами. Об этом когда-то писал Иван Мазепа: «През незгоду всі пропали: /Самі себе звоювали...»
Иногда кажется, что «самопожирание» - наш исторический фатум. Читаю вот дневники Евгения Чикаленко 1919 года, той поры, когда Директория оставила Киев и город на семь месяцев перешел в руки большевиков, - и то и дело останавливаюсь на записях Евгения Харлампиевича о том, что повторяется Руина ХVII века. К этой мысли он возвращался неоднократно, удивляясь и ужасаясь тому дежавю, которое устроила история руками украинских горе-руководителей. В ситуации, когда решался вопрос быть или не быть государству, они умудрялись ссориться! Партии вдохновенно перетягивают короткий канат; бесовщина межпартийной потасовки ослепляет глаза «борцам»; о внешнем враге все сразу забывают; казна разворовывается; «вожди» бегут за границу, сорят там украденными деньгами, льют крокодиловы слезы и проклинают друг друга в статьях и мемуарах...
Зрелище национального суицида такое гнетущее, что трудно даже понять: ну, было такое во времена Выговского и Юрия Хмельницкого; было во времена Винниченко, Петлюры и Скоропадского, может, уже достаточно!?
Нет, оказывается, недостаточно.
Все повторяется снова. Все воюют со всеми. Политика окончательно превращается в закулисные интриги и торги. Вороватые глаза владельцев высоких кабинетов наполняются хищным блеском, пальцы мертвой хваткой держатся за перила кресел, а тем временем частные самолеты на всякий случай выкатываются ближе к взлетным полосам. Народ пока «безмолвствует», однако гул его недовольства нарастает. Союзники и друзья за рубежом озадаченно качают головами, пытаясь предотвратить суицид по-украински...
Такая вот картина дня.
Тем не менее беззаботный парламент... пошел отдыхать! Витии, вспомнив героев Небесной сотни, снова перешли на режим «беспривязного» содержания, забыв даже о том, что вскоре некому будет заниматься расследованием убийств во время Майдана-2014. Из-за них, депутатов, которые не выполнили как следует свою законодательную работу.
Зато премьер демонстрирует гиперактивность: он, как и раньше, свято верит в собственную незаменимость и продолжает шантажировать страну, угрожая новыми кризисами в случае своей отставки.
Президент замер в «шпагате». Возможно, ищет способ, как слепить побитые (не без его участия) политические горшки?
Генпрокурор, устав от «реформ» и критики со стороны недругов, утешается очередным отпуском - перед смертью, говорят, не надышишься.
Юля Тимошенко, как конь, услышавший звуки полковой трубы, встрепенулась в предвкушении новой гонки...
Ляшко «со други» - с бешеной скоростью крутится в политическом пируэте, не уставая при этом говорить сразу со всех телеканалов...
А в воздухе начинает витать дух новой Руины. Конечно, на радость Путину.
И виноват в этом, как всегда, украинский политический класс, которому не хватает не только государственного мышления, но и элементарной ответственности за то, что он делает (или не делает).
Время опомниться, чтобы не быть проклятыми современниками и потомками. Украина не может и дальше быть оффшорной зоной безответственности, где власть является бизнесом, где не наказывают за большие преступления и где можно безнаказанно воровать из казны.
На что же в таком случае остается уповать?
На то, что в том же политическом классе - несмотря ни на что - есть здоровые, ответственные силы.
На гражданское общество, наш здравый смысл, инстинкт жизни и призыв свободы.
Больше надеяться не на кого и не на что. Только на себя самих.
И еще: memento Путин!