Ноябрьские предатели
Уничтожение российского бомбардировщика Су-24М турецкими истребителями привело к тому, что российско-турецкие турецкие отношения резко ухудшились и упали чуть ли не до уровня первых лет после Второй мировой войны, когда Советский Союз выдвигал территориальные претензии к Турции и требовал создания своих военных баз в Черноморских Проливах. Российско-турецким отношениям действительно нанесен «сокрушительный ущерб», как признал пресс-секретарь российского президента. И, конечно, шансы на создание единой коалиции России с западными странами и их ближневосточными союзниками для борьбы против ИГИЛ становятся совсем уж призрачными.
Между тем, что-то подобное данному трагическому инциденту рано или поздно должно было произойти. Уже несколько раз турки предупреждали российских дипломатов, после того как российские самолеты из Сирии неоднократно нарушали турецкую границу, о недопустимости таких действий. А неделю назад турецкая сторона выразила протест против российских бомбардировок сирийских туркмен, которых Турция всячески опекает и поддерживает. И российский Су-24М был сбит именно после того, как он вместе с другой «сушкой» отбомбился по турецким поселениям. А потом, уже после его гибели, россияне разбомбили направлявшийся к туркменам гуманитарный конвой. И это при том, что туркменское ополчение входит в состав Свободной сирийской армии и борется не только против Асада, но и против ИГИЛ.
Судя по тому, что сбили самолет не зенитные ракеты с земли, а истребители F-16, которые не менее пяти минут сопровождали российские бомбардировщики, турецкая сторона и на этот раз готова была решить дело миром. И только когда российские бомбардировщики повторно вторглись в турецкое воздушное пространство, последовало разрешение на атаку. По всей вероятности, такое разрешение дал либо премьер-министр, либо президент Турции. В то же время, имеющаяся до сих пор информация позволяет предположить, что оставшийся в живых российский штурман был передан туркменами российской стороне по требованию Анкары. А показывали его со спины, возможно, потому, что благодарные туркмены на прощание изрядно начистили ему физиономию. Турция явно не хочет доводить отношения с Россией до последней черты. Пресс-конференция этого штурмана произвела тягостное впечатление. Стоящий спиной к камере человек зачитывал тщательно вызубренный текст, полностью повторяющей российскую версию. Естественно, бедняга ни в коем случае не мог рассказать, как в действительности было дело: турки, мол, нас предупреждали, а мы подумали – ни фига, авось прорвемся, не посмеют! Но, к несчастью, посмели.
Однако и уступать Путину Анкара не собирается. Поэтому никаких извинений и компенсаций ущерба от Анкары Москве не будет. Разумеется, никакого «предательского удара в спину» и специально подготовленной засады на российский самолет, как утверждают российские пропагандисты, не было. И, кстати сказать, можно предположить, что в аналогичной ситуации путинская Россия поступила бы точно так же, и сбила бы иностранный боевой самолет, вторгшийся в российское военное пространство. Неслучайно НАТО встало на сторону Турции, признав соответствующими действительности ее версию инцидента и представленные Анкарой данные средств объективного контроля. Если в чем турки и лукавят, то это вероятно, в том, что они не знали, чей именно самолет они сбивают. Это легко можно было установить по переговорам пилотов друг с другом и с землей, которые наверняка слушают соответствующие турецкие службы.
А чем ответит Россия? Воевать с Турцией, членом НАТО, она не станет. Чисто военные меры, объявленные в Москве, имеют чисто пропагандистские цели, но никакого реального толка от них не будет. Размещение в Сирии ЗРК С-300 и С-400 будет лишь напрасной тратой ресурсов. Сбивать турецкие самолеты над турецкой территорией Москва не посмеет, а в Сирии они не летают. Да и уничтожать российские самолеты Турция при необходимости может с помощью наземных ЗРК «Пэтриот» и «Хок», так что объявленное обязательное сопровождение российских бомбардировщиков истребителями не имеет смысла. Оно лишь увеличит расходы на операцию и повысит риск катастроф, поскольку истребители бьются гораздо чаще, чем бомбардировщики. Остаются экономические санкции. Вдруг в одночасье 15% продовольствия, поступающего из Турции в Россию, стало некачественным. А заодно у российской стороны появились сомнения в качестве поставляемого в страну турецкого текстиля и химических товаров. Пошли слухи и об отмене российско-турецкого саммита, намеченного на середину декабря.
Однако вряд ли Москва пойдет на существенный разрыв торгово-экономических связей с Анкарой. Турецкое продовольствие во многом компенсирует непоступление соответствующих товаров из ЕС, на которые налажено торговое эмбарго. А турецкий текстиль и другой ширпотреб обеспечивает значительную часть потребностей населения Европейской части России. В сфере туризма Турция сейчас для россиян единственная альтернатива Египту. Да и от «Турецкого потока» Путин не хотел бы отказываться. Поэтому торговая война рискует нанести больше вреда России, чем Турции. И санкции против Турции носят пока что демонстративный характер. Запретили турецкую курятину, которая погоды на рынке не делает. С 1 января запретили турецкие овощи и фрукты, которые в это время уже не поставляются. Прекратили отправлять туристов в Турцию. Этот в тот момент, когда туристический сезон уже закончился, и теперь без ущерба держать здесь санкции хоть до мая будущего года. Закрыли российско-турецкий научный центр в Москве, о существовании которого, боюсь, знали только его сотрудники. Да еще начали тормозить турецких дальнобойщиков.
Тут Турция ответила – российские суда, в том числе военные, стали испытывать сложности при прохождении Проливов. Нет, закрывать их Анкара не будет. Просто заставит соблюдать технические регламенты и санитарные нормы. Найдут какой-нибудь страшный сирийский вирус, и поставят крейсер «Москва» в карантин где-нибудь на месяц. Думаю, что в Кремле все же понимают свою зависимость от Турции в проведении сирийской операции. И до крайности доводить отношения не будут.
Пока же между Путиным и Эрдоганом идут пацанские разборки. В ответ на путинское обвинение, что Турция покупает нефть у ИГИЛ, турецкий президент потребовал доказательств, и выразил готовность уйти в отставку, если доказательства предъявят. Но в свою очередь поинтересовался, не собирается ли его российский коллега в отставку, если доказательства найти не удастся. И тут Владимир Владимирович засбоил, устами своего пресс-секретаря сообщив, что никаких доказательств Россия предъявлять не будет. Уж очень ему в отставку уходить не хочется. Итог же таков, что Путин своей агрессивной политикой нажил себе еще одного сильного врага. Он, как Наполеон и Гитлер, вскоре окажется в конфронтации со всем миром. Но из истории хорошо известно, чем это заканчивается.