Общие места
1. В Интернете недавно появился мультфильм под названием «Однажды наша жизнь изменилась». Просмотрело его уже более 75 тысяч зрителей. Если верить титрам — фильм сделан детьми с востока Украины, живущими в лагере беженцев в Ростовской области.
Сначала показывают жизнь анимационного города. Танцует балерина, баскетболист бросает мяч в кольцо, ребенок обнимает игрушечного медведя, машина с надписью «Хлеб» едет по улице. Нарастает гул самолета, детский голос за кадром произносит: «Но однажды наша жизнь изменилась». В кадре появляется крыло самолета, летящего над городом. «Наверно, летчик увидел это как компьютерную игру. Мы увидели это по-другому». Кошку на подоконнике сметает взрывом, город горит. «Нам пришлось бежать из своего дома в Россию». Отъезжает рисованный автобус, появляется живое изображение — мелькающие видеокадры детей, смотрящих в объектив, по верху плывет титр Save Donbass рeople from Ukranian aggression (спасите народ Донбасса от украинской агрессии). Это видео, в свою очередь, смотрит по телевизору у себя в квартире некий рисованный персонаж с «птичьей лапкой» — знаком пацифистов — на майке. Он переключает каналы — сначала на вестерн, потом на фрагмент из «Рэмбо» — и в итоге расплата приходит с грохотом взрыва и полным затемнением. Потом повторяются лица детей и призыв спасти народ Донбасса.
Авторы уверяют, что ролик сделан детьми. Имея некоторый опыт в просмотре как игрового кино, так и анимации, смею заверить — это тот случай «детского творчества», в котором детского разве что только изначальные рисунки. Монтаж, драматургия фильма — явно взрослой руки. Деталь с «пацификом» особенно примечательна: «птичья лапка» уже добрых полтора десятка лет как вышла из постсоветской медиа-сферы, у нее нет даже декоративной функции, как у бесконечно тиражируемых портретов Че Гевары. Вставить туда этот символ мог только человек, не просто хорошо знающий, что он означает, но и имеющий достаточно устойчивое (в данном случае — негативное) отношение к нему.
Конечно, о деталях можно спорить. Важно другое: ролик явно направлялся взрослыми (в титрах указаны настоящие авторы — «творческая группа «Степь»; даже если она на 99% детская, руководима она все равно взрослыми). И это нехорошо.
Нехорошо потому, что, практически ничего не меняя, точно такой мультик можно сделать с противоположной точки зрения. Абсолютно такой же видеоряд, те же балерина, баскетболист, мама с коляской, только вместо самолета врисовать какого-нибудь зеленого дядьку с «Градом». Все те же лица детей, все тот же обреченный дуралей с «пацификом», только титр другой — Save Donbass рeople from Russian agression. И утверждать, что фильм сделан, например, детьми из лагеря беженцев под Киевом. И отзывы были бы не менее эмоциональными.
Можно. Но не нужно.
Войны и конфликты преследуют человечество всю его историю. На войне совершается множество ужасных преступлений. Но самое, пожалуй, омерзительное — это когда детей превращают в участников войны.
Если бы мультик был просто про ужасы войны — ему не было бы цены. Но он явно и определенно тенденциозен, подает только одну точку зрения и, по сути, не агитирует против войны, а призывает к ее обострению. И это первый шаг к тому, что давно процветает в некоторых странах Африки, на Ближнем Востоке и, как мы надеялись, никогда не коснется нас: превращению детей сначала в расходный пропагандистский материал, а затем и в солдат. Хуже этого может быть только умышленное убийство детей.
2. Не вчера было замечено, что ХІХ век закончился не в 1900-м, а четырнадцатью годами позднее.
С первыми залпами мировой (увы, не последней) войны полетели в тартарары прежние представления о политике, дипломатии, общественной справедливости, правилах ведения войн и о соотношении человеческого и животного в человеке как существе разумном. А еще рухнуло несколько империй, образовалось множество новых государств, изменилось многое другое.
Сейчас, ровно сто лет спустя, у нас, в Украине, происходит нечто похожее. Мы — наконец-то — прощаемся с нашей моделью ХХ века, не очень, честно говоря, удачного для Украины. Мы — наконец-то — доделываем то, что было недоделано в 1918—1919-м, равно как и в 1991-м. Де-факто, а не де-юре становимся государством, обзаводимся всеми атрибутами государственности, выбрасываем на помойку тоталитарное, колониальное, коррумпированное прошлое. Именно реальность этого процесса так бесит империалистов и по соседству, и у нас.
Но, кстати, если говорить о соседях, то, втянувшись в украинский конфликт, Россия — пусть и невольно — также получила возможность рассчитаться и со своим прошлым. Только от россиян зависит, насколько болезненным будет этот расчет.
3. Все, о чем сказано выше — общие места, очевидные вещи. Так и тянет подписать весь этот текст именем популярного интернет-персонажа, олицетворяющего собой прописные, общеизвестные истины, — «Капитан Очевидность». Первый признак воинственных, эпохальных времен — в острой необходимости вновь и вновь повторять банальности. Последняя фраза — тоже общее место.
4. Скорей бы уже вновь начать оригинальничать.
Ваш Кэп, Дмитрий ДЕСЯТЕРИК, «День»