Перейти к основному содержанию

Одна на всех трубопотеря

С трубой было все ясно еще весной. В геополитическом смысле Германия для США важнее Украины. Это понятно. Но что двигало Ангелой Меркель и Джо Байденом, накладывающими на Кремль санкции с одновременным потаканием его экономическим интересам – большой вопрос. Им сейчас задаются журналисты и видные политики в США и Германии. Дело решили некрасиво – в обход Украины. По совместным действиям против Китая не договорились. Никаких условий Путину не предъявили. Вместо конкретной программы поддержать украинскую энергетику отделались расплывчатыми обещаниями. Да еще пренебрегли мнениями других стран Евросоюза. Словом, получилась очень неприглядная картина. Ратуя за отмену смертной казни, наши партнеры достраивают эшафот. Уходящий со своего поста канцлер закладывает мину под свою же политику в Восточной Европе и курс Германии на сокращение использования углеводородов. Недавно вступивший в должность президент США, пришпоривший коня демократии, натягивает поводья перед уже взятым препятствием. Почему это происходит, мы не знаем. Но время, несомненно, предъявит им счет за ошибку.

Нам же не стоит рвать рубашку и посыпать пеплом голову. Надо не только извлекать уроки, но и осознавать их. Будапештского меморандума оказалось недостаточно для приобретения опыта. На ранних стадиях проекта «Северный поток-2» государственные институты не оценили риски и наивно решили, что другие страны могут представлять наши экономические интересы. Мы, как болельщики, лишь наблюдали за матчем «Запад - Россия» на приз – газовый кубок. Гражданское общество не могло участвовать в этом состязании, не представляя, чьи именно цели оно будет преследовать в борьбе за сохранение статус-кво. Ведь труба пролегала глубоко под толстым слоем коррупции и мало кто владел достоверной информацией о проходящих по ней потоках денег. Национальное достояние, как мы называем газотранспортную систему, де юре принадлежала всем, де факто же превратилась в собственность олигархических кругов. Обо всем этом, как и о многочисленных попытках приватизации объекта, на протяжении многих лет говорили и говорят экономические эксперты, журналисты и политики. Но проблема в том, что общество не имеет влияния на поведение властей. Мы говорим, что думаем – они делают, что хотят, или не знают, что делают. В результате порочного консенсуса общество и власть пришли к взаимному проигрышу в сумме двух миллиардов долларов. Все потеряли важный финансовый ресурс: олигархи, правительство, люди. Ведь так или иначе этот объем валюты использовался внутри страны.

Не думаю, что вопрос с «Северным потоком-2» закрыт окончательно. Конфронтационные проекты не приносят умиротворения. Украина отстранится от Германии, не видя в ней честного партнера. Россия получит новые возможности для провокаций и шантажа. Америке придется пересматривать свою роль во всей этой истории. Но главную проблему предстоит решить нам, украинцам, потерявшим в коррупции не одну трубу.      

 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать