Осознать новые реалии мира
Четырнадцатого марта указом Президента Украины было введено в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 4 марта э. г. «О концепции развития сектора безопасности и обороны Украины». Необходимость разработки такого документа диктовалась временем — гибридно-террористическая агрессия Кремля в Автономной Республике Крым и на Донбассе обнажила кричащие проблемы национальной безопасности и обороны, и дальнейшее промедление с их решением оборачивается ежедневно печальными последствиями для государства и общества.
Работа над концепцией была проведена действительно титаническая и привлекались, несомненно, лучшие специалисты и международные аналитически-экспертные учреждения. Однако вдаваясь в глубокий анализ этого стратегического документа, сразу хочу подчеркнуть — главным недостатком его является публичная легализация традиционного понимания и, соответственно, традиционных подходов к осознанию новых национально-планетарных вызовов и угроз современности. Поэтому и решения предлагаются в большинстве традиционные, хотя они на фоне бывшей заскорузлости и бюрократических торможений звучат по-новому.
Чтобы не быть голословным, остановлюсь лишь на нескольких принципиальных моментах.
Так, самым принципиальным в подобных стратегически масштабных документах считается определение адекватности формы агрессии, осуществляемой против Украины. Она здесь неуверенно классифицируется как «гибридная война». Однако характер и разновидность проявлений действий Российской Федерации в Украине, Сирии, в странах Европейского Союза и на территории других государств свидетельствуют о возникновении нового явления в сфере безопасности парадигме планеты — глобального гибридного терроризма, о чем я и другие отечественные эксперты заявляют уже почти год. Признание этого на международном уровне потребует кардинального изменения парадигмы правовой и международной безопасности, характеристик безопасности явлений, которые должны рассматриваться в дальнейшем только в динамике геостратегических моделей и построении совершенно новой глобальной системы международной безопасности, где нет места таким террористическим режимам как путинская Россия и ее международные сателлиты.
В таком случае засекреченные международно-дипломатические договоренности должны уступить место принципиальности и бескомпромиссности по отношению к любым проявлениям и форматам государственного терроризма. Готово ли к этому международное сообщество? Именно этот вопрос должна поставить Украина, определив новые категориальные нормы и регламентно-процедурные решения легального уровня в предложенной концепции.
Оценивая актуальные угрозы среднесрочного периода, авторы концепции принимают во внимание угрозы только статического характера, зафиксированные в физических измерениях и соответствующим образом задокументированные. Видимо, поэтому в этот перечень не попал вопиющий масштаб такого планетарного вызова как коммуникационно-контентная агрессия гибридного террориста. А именно она несет в себе наибольшую угрозу не только для Украины, но и мира в целом.
Конечно, это только подход к анализу документа. Концепция требует более глубокого и системного изучения и обсуждения. Однако можно с уверенностью заявить — мы опаздываем и только сейчас начинаем адекватно осознавать новые реалии мира, где основной угрозой миру являются разновидности террористических стилистик.
Впрочем, по моему мнению, главное — успеть найти верное решение в начале нашествия тотального планетарного цинизма ...