Парламент возвращается к теме проверок
Почти год в Украине действовал мораторий на проведение проверок всех субъектов хозяйствования контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы и Госфининспекции). В связи с этим Минэкономразвития утвержден План комплексных проверок на 2016 год. В частичном виде мораторий действует до конца 2016 года. Это касается предприятий и физических лиц - предпринимателей с объемом дохода до 20 тыс. гривен за предыдущий календарный год. Сейчас осуществление проверок возможно исключительно при наличии разрешения Кабинета Министров, по заявке предприятия относительно его проверки, согласно решению суда или в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса.
31 марта парламент планирует рассмотреть законопроект «О временных особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (№3153). Редакция ко 2-му чтению претерпела некоторые существенные изменения по сравнению с текстом законопроекта, подготовленным к 1-му чтению. Какие правила для бизнеса предлагают народные избранники? Всего их пять.
Итак, во-первых, предлагается продлить срок действия моратория на проведение плановых проверок до конца 2016 года в отличие от предыдущего предложения - до конца июня этого года.
Во-вторых, есть предложение установить запрет на плановые проверки Государственной ветеринарной и фитосанитарной службой в части проверки безопасности и качества пищевых продуктов.
В-третьих, в перечень органов государственного надзора (контроля), которые не имеют значительного влияния на деятельность представителей малого и среднего бизнеса и тех, которые уже реформированы и имеют право на проведение плановых проверок, добавлены еще три органа. Это - Государственная архитектурно-строительная инспекция (в части проверки соблюдения государственных строительных норм, государственных стандартов и правил доступности для маломобильных групп населения), Государственная экологическая инспекция и Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. Так что количество государственных органов власти, которые будут иметь право осуществлять проверки, увеличивается с 10 до 13. Это, стоит напомнить, - сейчас пока предложение.
В-четвертых, есть идея ввести внеплановые проверки по согласованию Государственной регуляторной службы; по письменному заявлению субъекта хозяйствования в соответствующий орган о проведении проверки по его желанию; по решению суда; в случае наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.
И, наконец, в-пятых, законопроект предусматривает, что в 2015-2016 гг. проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей с объемом дохода до 20 тыс. гривен за предыдущий календарный год Государственной фискальной службой, Госфининспекцией осуществляются исключительно с разрешения Кабинета Министров, по заявке предприятия о его проверке, согласно решению суда или согласно с требованиями Уголовно-процессуального кодекса. Эта норма должна внести ясность в правоприменение старой нормы, ведь ее трактовки органами фискальной службы, Минюстом и Государственной регуляторной службой отличались между собой.
Установление моратория на проверки, как мы помним, было вынужденным шагом, с одной стороны - для защиты предпринимателей от инспекторов-взяточников, а с другой - он должен дать время для переформатирования контролирующих органов. Запрет на проверки для всех субъектов хозяйствования действовал со второй половины 2014 года, но за это время правительство не смогло реформировать органы контроля. То есть предложенное продление моратория до конца 2016 года - еще один шанс для осуществления комплексной реформы системы государственного надзора (контроля).
За время действия моратория произошли многочисленные нарушения конституционных норм, в частности в сфере защиты прав потребителей, и возник риск ограничения экспорта украинской продукции на рынки ЕС. Общество не нуждается в постоянном продлении моратория на проведение проверок, а требует изменения подхода и механизма их осуществления. Поэтому стоит надеяться, что в случае принятия законопроекта №3153 ситуация изменится к лучшему как для бизнеса, так и для потребителей. А правительство наконец решится на полную перезагрузку системы контроля.