Постная война

Аналитики, которые говорили о том, что наш социально-политический кризис вызван отказом общества от патерналистской модели государства и устаревшей постсоветской модели, были правы. И революционные изменения, наметившиеся в нашем обществе, это подтверждают. И в таком случае наш кризис должен иметь и внешнеполитические последствия. Собственно, именно внешнеполитические факторы и стали поводом для начала протестов в ноябре. Однако мало кто ожидал, что этот кризис вызовет внешнеполитическое противостояние такого масштаба, возможно, крупнейшее за последние двадцать лет.
В кризисных ситуациях следует называть вещи своими именами. Так, в общем-то, надо поступать всегда, но во время кризисов от этого зависит жизнь. Давайте будем честными друг с другом - мы находимся в состоянии войны. Война пришла к нам вместе с Великим постом, и, идя в Прощеное Воскресенье в военкомат, мы, возможно, впервые искренне просили друг у друга прощения. Да, это странная, пока бескровная, «постная» война, но это - война. Или, точнее - чрезвычайная ситуация военного характера государственного уровня.
Ситуация простая и понятная: агрессор ввел свои войска на нашу территорию, организованные отряды иностранных провокаторов устраивают погромы и беспорядки на значительной части страны, в заявлениях лидеров соседней страны звучит агрессивная и провокационная риторика. Решение о вводе войск принято президентом и единогласно одобрено парламентом соседней страны, звучат заявления о разрыве дипломатических отношений, чужие войска находятся на нашей территории и решают свои оперативные задачи вопреки нашим государственным интересам.
Намерения России не вызывают сомнений, и недавнее приведение в боевую готовность тридцати бомбардировщиков, оснащенных ядерными боеголовками, не оставляет сомнений в глобальной направленности угроз.
Реакция мирового сообщества, хотя и недостаточно решительная, но становится с каждым часом все более отчетливой. Многие начинают понимать, что речь уже идет не только об Украине. После агрессии в Грузии и Украине возникает закономерный вопрос: почему, собственно, Россия должна остановиться? Опрос общественного мнения показал, что население России поддерживает введение войск в Украину и одобрило бы подобную акцию в Прибалтике и странах Восточной Европы. Люди в Вильнюсе, Риге, Таллинне, Минске и Астане, а также в Праге, Варшаве и Будапеште вправе задать вопрос: когда наступит их очередь?
Реалии изменились. В новом мире никто не гарантирует безопасность. Всякое стремление к свободе и демократии может быть жестоко наказано военной агрессией. Декларируемые общие ценности и принципы просто некому отстаивать. Нарушен устав ООН в части, регулирующей применение силы в межгосударственных отношениях и право государств на самооборону, нарушены Хельсинские соглашения, соглашения между Россией и НАТО, практически все соглашения между Россией и Украиной. В такой ситуации вся система поддержки международной безопасности требует серьезного пересмотра.
Эта странная постная война - где воля к свободе противостоит агрессии, беззаконию и дезинформации, с наибольшим напряжением идет на внешнеполитическом фронте именно потому, что система международной безопасности дала серьезную трещину. Фактическая денонсация в одностороннем порядке Будапештского меморандума российской стороной может поставить крест на всех договоренностях о нераспространении ядерного оружия. Если мощные страны-гаранты не могут обеспечить защиту безъядерного государства, то на каком основании они имеют право препятствовать другим в доступе к факторам сдерживания агрессии? Если вы не готовы защитить нас, не мешайте нам делать это эффективным способом. А теперь, по этой логике, давайте представим себе ядерное оружие в руках талибов Афганистана...
Чисто теоретические рассуждения о системе международной безопасности не должны заслонять простого факта - мы требуем безопасности здесь и сейчас. Опять актуально встал вопрос о возвращении к сотрудничеству с НАТО. Здесь следует использовать уже накопленный серьезный опыт. Реальность угрозы подгоняет принятие решений, и сегодня за присоединение к военно-политическому блоку, который будет гарантировать нашу безопасность, выскажется объективное большинство населения. Однако при принятии решений надо помнить, что изменение конфигурации военно-политических блоков в принципе меняет структуру международной безопасности. Поэтому необходимо отслеживать, чтобы новая конфигурация соответствовала новым реалиям, а не создавала дополнительной напряженности. Давайте прислушиваться к аргументам экспертов, а не просто следовать эмоциям.
Кризис, продолжающийся четвертый месяц, уже позволяет сделать некоторые отдельные выводы. Например, следует с удивлением и восхищением признать, что массовые боестолкновения и беспорядки не начались только и исключительно благодаря высокой дисциплине и выдержке личного состава нашей армии, милиции и граждан. Один выстрел - и началась бы такая кровавая каша, из которой мы не вылезли бы. Именно твердая воля и моральная правота позволяют противостоять агрессивной силе. Только поэтому новый внешнеполитический кризис не перерос в горячую фазу.
Важно помнить, что любой кризис - это революционный ресурс будущего развития. Как мы его используем - вопрос нашей общей ответственности. Возможно, в этом кризисе зарождается не только новая система международной безопасности, но и обновленный дух демократии. Он зарождается в Украине.