Российский колониализм и Украина
Одним из главных пунктов путинской пропаганды является утверждение о народах-братьях и «адиннароде». Именно в этом пункте неоимперская идеология современного Кремля возможно наиболее последовательно демонстрирует свою приверженность и последовательность в базовых имперских доктринах России, начиная свое возвращение «к корням и древним устоям» со времен самодержавия. Подобные месседжи призваны завуалировать колониальную сущность империи и неоколониальные стремления Москвы. Поэтому-то такими опасными являются утверждения некоторых украинских ученых и публицистов о том, что Украина никогда не была колонией. Она якобы имела особый статус во все века, когда находилась под властью «белого царя, православного».
В чем заключается тот статус — это уже проблема конкретной аргументации, однако не сложно заметить, что подобная позиция в главном совпадает с устоявшимся российским мифом о внутренней неделимости, братскости, слиянии украинского и русского народов. Как известно, именно на пункте отрицания отдельности, следовательно, права на собственную судьбу и суверенность украинцев заканчивается демократизм, либерализм, наконец, стремление к справедливости в отношениях двух народов для подавляющего числа российских интеллектуалов — от консерваторов до либералов. Абсолютное большинство даже якобы вменяемых российских аналитиков, историков, ученых утверждают как мантру старую погодинскую доктрину об общности судьбы, характера, ментальности и т. п. Так о каком колониальном гнете со стороны старшего брата может идти речь? Если так уж принципиально, то можно и столицу единой Руси перенести в Киев, как не так давно предлагал либерал и демократ, один из основателей россиеведения (кстати, в учебниках по этой дисциплине именно и прописывается, что Киевская Русь — это начало великой России) Игорь Чубайс.
Однако автор «Дня», московский историк Борис Соколов, отмечает, что в российской исторической науке вот уже два десятилетия понятие «колониализм» относительно российской политики фактически находится под запретом. Это действительно так! И вовсе не год или два назад возникла эта ситуация. Еще в начале 2000-х, когда существовал общее научное пространство между Украиной и Россией, автору пришлось столкнуться с ситуацией, когда в статьях для российских научных журналов настойчиво советовалось не употреблять слово «колония», «колониализм» и «постколониальный период» относительно Украины и всех стран постсоветского пространства. А если это еще и было вынесено в заглавие, статья просто не проходила рецензирование, о чем откровенно и сообщалось редакцией издания.
В советские времена, отмечает Соколов, и то была немного лучшая ситуация. Сквозь зубы, но говорилось в некоторых монографиях и учебниках о «колониальной политике царизма» на Северном Кавказе или в Средней Азии. Ведь Ленин писал о Российской империи как о «тюрьме народов», и этого нельзя было избежать. Контрастом должна была быть советская политика, направленная на «дружбу народов», «братский союз», «расцвет социалистических наций» — и при этом категорически замалчивались многочисленные элементы колониализма в этой политике, геноцид украинцев и крымских татар, массовое уничтожение казахов, депортация ряда народов Северного Кавказа в 1944 году ...
В России сегодня и на уровне известных политиков и на уровне пользователей социальных сетей очень популярно напоминать, что в США, мол, уничтожали индейцев. А вот о том, что за первые полвека российского господства в Приамурье количество нивхов сократилось в пять раз, никто из них не вспоминает ... А чем же как не колониализмом была политика Российской империи в Сибири, на Кавказе, в Средней Азии? Кто жил на этих территориях до прихода русских, как эти народы жили до включения в состав России, каким было это включение, как изменилась после него жизнь этих народов? Такие неудобные вопросы обходят стороной, играют в молчанку. Такое табу на употребление понятия «колониализм» касается не только исторической, но и других гуманитарных наук, когда речь идет о России. О США, о Британии, о Франции — сколько угодно, о России — нельзя.
Более того, активно пропагандируется идея справедливого отношения, равенства и равноправия всех народов в составе великой России. Так, известный научный аналитик, идеолог современной России Сергей Кара-Мурза утверждает, что Россия — это не просто государство, это целая отдельная цивилизация, создавшая из части славянского мира империю неколониального типа. Что это за такое уникальное явление, автор не объясняет, но с точки зрения современной науки — это горячий снег. Народы добровольно «стянулись» вокруг «русского ядра». «Здесь не было этнических чисток и тем более геноцида народов. Не было планомерной насильственной ассимиляции, не создавался «этнический тигель», сплавляющий все народы и племена в новую нацию, не было и апартеида, закрепляющего разные народы в разных цивилизационных нишах», — всерьез утверждает С. Кара-Мурза.
И вся эта откровенная ложь ложится на подготовленную почву. Ведь, как показало недавнее исследование социологической группы «Левада-Центр», общество само стремится быть обманутым существующей путинской пропагандой, оно отказалось от альтернативных источников информации, даже пользователи интернета стремятся получать информацию с федеральных каналов телевидения, особенно когда она касается Украины. «Это очень серьезно, это не то, что журналисты манипулируют общественным сознанием, само общественное сознание кладет голову на стол и требует этого, не хочет другого. Эту ситуацию лечить придется долго и сложно», — предупреждают социологи.
Стремление самоизоляции на фоне активных реваншистских настроений делает современную Россию чрезвычайно опасной не только для Украины и для бывших советских республик, но и для всего современного мира. Ведь экспансионистские настроения, господствующие в неомперии Кремля, вполне могут не ограничиться Украиной. Экспансия — это способ существования империй и решения их внутренних проблем. Поэтому и отрицание сегодня колониального прошлого Украины является не только научной ошибкой, но и чрезвычайно опасной помощью тем, кто хочет реального возвращения к «империи неколониального типа».