Перейти к основному содержанию

Санкции, которые действуют

22 апреля, 16:33

Два года назад была запущена вторая волна санкций, направленных на прекращение российской агрессии на Востоке Украины. Как известно, всего было три этапа.

Первый — ограничение сотрудничеств, второй — ограничения на поставки отдельных видов технологий, третий — санкции против отдельных секторов экономики РФ. В этом процессе приняла участие 41 страна, но болезненными для России, конечно, стали санкции со стороны США и Европы.

В апреле 2014-го у Михаила Ходорковского на встрече в Донецке спросили, остановит ли хозяина Кремля экономическое давление. На это российский оппозиционер ответил, что быстрого эффекта ждать не следует, и несколько лет ситуация для экономики РФ не будет критической. «Человека, который отравлен собственной пропагандой, никакими санкциями не остановишь», — подытожил тогда Ходорковский.

Уже идет третий год. Экономические реалии сегодняшней России вряд ли можно назвать критическими, но кризисные тенденции очевидны. И большой вопрос, справится Кремль с тем, чтобы оставить их хотя бы на нынешнем уровне.

ТОЧКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗУСПЕШНОСТИ

Какова вероятность того, что санкции заставят Москву в корне пересмотреть свое поведение? Рассмотрим несколько критериев и попробуем сопоставить их с российскими реалиями.

1. Объем экономики инициатора санкций должен значительно превосходить объем экономики страны-объекта. Чем больших уступок нужно достичь, тем больше должно быть преимущество.

В 2014 году, когда Запад ввел санкции против России, ВВП Евросоюза в абсолютном значении составил 18,5 трл долл, США — 17,4, России — 1,8.

2. Санкции больше влияют на страны с ярко выраженной экспортной экономикой, а государствам, которые ориентируются больше на самообеспечение, наносят минимальный вред.

Экспорт дает 40% российского ВВП, что позволяет считать РФ экспортно-ориентированной страной. Большинство российского экспорта связано с нефтегазовой сферой, которая главным образом и страдает от санкций.

3. Для усиления эффекта необходима поддержка режима санкций соседними странами и торговыми партнерами страны-объекта.

Кроме Украины, как прямой жертвы российской агрессии, и ЕС, нужно учесть и китайский фактор, ведь местные банки, учитывая отношения с американскими партнерами, присоединились к санкциям против России.

4. Санкции, направленные против стран, экономические отношения с которыми были хорошо развиты, наносят больший вред экономике, хотя применяются гораздо реже.

В случае с Россией такие были применены.

Разумеется, наличие всех этих признаков эффективности может натолкнуться на определенные факторы, снижающие или даже нейтрализующие их воздействие. Среди причин, по которым санкционное давление может провалиться, выделяются следующие:

1. Несоответствие целей и средств: очень амбициозные цели, недостаточные усилия, недостаток поддержки со стороны других государств.

2. Мобилизация страны, подвергшейся санкций: такие меры склонны объединять население санкционированного государства вокруг правительства и поиска торговых альтернатив.

3. Появление у страны-объекта внешних спонсоров, готовых компенсировать возникающие в связи с санкциями проблемы.

4. Противодействие со стороны союзников и деловых кругов внутри страны, которая накладывает санкции. Они не только могут отказаться следовать предложенным жестким мерам, но и ввести собственные законы, запрещающие участие компаний в санкциях. Особенно серьезным противодействие союзников может стать в случае попыток экстерриториального использования санкций.

Кремлевские надежды, судя по всему, связаны прежде всего со вторым и четвертыми пунктами, но полноценности здесь нет.

Мобилизация российского населения вокруг руководства страны наблюдается, а вот с поиском альтернатив внешней торговли выходит слабо, несмотря на оптимистическую риторику Кремля.

Некоторые европейские силы и политики выступают против экономического давления на Россию и призывают к полному или частичному снятию санкций. Однако существенного влияния на западную политику такие настроения пока не оказывают.

КРИЗИСНЫЙ СЦЕНАРИЙ

Пытаясь понять, насколько существенным является санкционное влияние на российскую экономику, стоит посмотреть на ее нынешнее состояние и перспективы. Об этом много пишут, но принципиальный вопрос — кто именно пишет.

Особый интерес вызывают российские издания, которые демонстрируют лояльное или осторожное отношение к Кремлю, позволяя себе не скрывать от аудитории худшие сценарии. И если такие СМИ дают любые негативные оценки и прогнозы, значит, дела действительно плохи.

В этом контексте стоит обратить внимание на статью, опубликованную на «Газета.ru» еще в ноябре прошлого года. Называется она «Дальше — хуже». Основные тезисы таковы:

1. Сегодня российская экономика находится в очень тяжелом положении. Новый внешний или внутренний шок приведет к резкому углублению рецессии. Наиболее явной и очевидной угрозой для России является новый виток снижения цен на нефть.

2. «Консервативный» сценарий предполагает траекторию снижения цен на нефть до 40 долл за баррель в 2016 году и сохранение их на этом уровне на 2018 год. Такое снижение будет означать повторный шок для российской экономики, и потребуется еще дополнительное время для адаптации к этим новым условиям.

3. Более сокрушительным ударом по РФ станет падение котировок не до 40, а до 20-30 долл за баррель. Снижение цен на нефть ниже

 40 долл может иметь более негативное влияние на социально-экономическое развитие российской экономики, в том числе вызвать рост уровня инфляции и потребовать реализации комплекса экстренных мер (включая финансово-бюджетные) для стабилизации ситуации.

4. Если нефтяные котировки задержатся на минимумах довольно длительное время (два-три квартала), то еще один виток не ослабления (как в случае с падением нефтяных котировок до 40 долл), а девальвации рубля — приведет к разрушительным последствиям.

5. Заставить котировки упасть до 20 долл могут так называемые «черные лебеди». Это — аномальные события, которые имеют огромную силу воздействия. Они заставляют человечество придумывать объяснения случившемуся после того, как оно произошло. Сначала эти события воспринимаются как удивительные, а затем растолковываются и считаются предсказуемыми.

Тем времени 20 апреля цена североморской нефти марки Brent торгуется ниже отметки в 43 долл за баррель.

Ранее Саудовская Аравия заявила, что она не будет ограничивать добычу нефти, если на предстоящей встрече в Дохе другие производители, включая Иран, не согласятся на заморозку объемов.

В свою очередь, Иран отказался участвовать в переговорах. По мнению иранского министерства энергетики, присоединиться сейчас к замораживанию означало бы наложить санкции на самих себя.

НАВСТРЕЧУ К ПЕРЕСМОТРУ

Американский эксперт Гарри Хафбауер с коллегами классифицировал 204 случая санкций по критерию их успешности. Получились такие результаты. Умеренная модификация политики — 51%, изменение режима или демократизация — 31%, прекращение военных действий — 21%, разрушение военного потенциала — 31%, другие изменения — 30%.

Если исходить сугубо из приведенной статистики, самое вероятное — это то, что санкции заставят Россию откорректировать свое внешнеполитическое поведение, но не более. Впрочем, и умеренная модификация кремлевской политики была бы выгодна и Украине, и Западу — как тактически, так и стратегически. Разумеется, если эти изменения будут направлены в цивилизационную сторону.

Евросоюз будет обсуждать дальнейшую судьбу санкций против России в июне. Об этом недавно заявил министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевичс, выступая на Киевском форуме.

«Этот год во многом будет проверкой, как в плане внутренней работы, так и на способность противостоять внешней угрозе. Это касается и вопроса продления санкций против РФ», — отметил он, добавив, что если РФ не будет следовать Минским соглашениям, ЕС намерен продлить санкции против нее.

Последние заявления российско-сепаратистской стороны о согласии на проведение выборов на Донбассе по стандартам ОБСЕ, а также на введение полицейской миссии ОБСЕ на линии разграничения могут быть демонстрацией готовности идти на уступки накануне летнего пересмотра санкций. Не исключено, что в ближайшее время Кремль согласиться и на то, чтобы полицейская миссия ОБСЕ установила контроль и над границей. Однако забегать вперед пока не стоит.

Если же российское руководство будет продолжать блефовать и упорствовать, ничем положительным или даже нейтральным с точки зрения экономических перспектив РФ, для нее это не закончится. И не факт, что это будет способствовать дальнейшей мобилизации страны вокруг власти. А если прилетит какой-нибудь «черный лебедь», тогда ситуация для российской политико-экономической системы может оказаться более чем непредсказуемой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать