Слабый «язык силы»
Два года назад Донбасс выбирал не просто Президента, а прежде всего Главнокомандующего24 апреля 2014 года, когда до окончательной оккупации Донбасса остались считанные недели, Интерфакс-Украина сообщил: «Внефракционный народный депутат, кандидат в президенты Украины Петр Порошенко заявил, что с сепаратистами на востоке страны не стоит вести переговоры, поскольку они не намерены идти на компромисс, а понимают только «язык силы».
Это было ключевое сообщение с востока Украины в ходе визита Порошенко в Луганск, прозвучавшее главным месседжем - будущий Президент намерен «бить врага». Именно поэтому так привлекательно звучал его таинственный план «Б». Поэтому Донбасс выбирал не просто Президента, а прежде всего Главнокомандующего с соответствующими полномочиями и решительными шагами, вплоть до военного положения. Наемники по радио Zello тогда паниковали - «референдум» оказался фейком, украинские войска окружали террористов, и именно поэтому бандиты просто начали постепенно бежать, растворяться. «Россия нас сливает» - такие фразы звучали в радиоперехватах.
«Я считаю, что Петр Порошенко лицемерил, когда перед выборами говорил о том, что с террористами не может быть никаких переговоров, что он человек очень жесткой позиции и что война закончится через несколько дней, - говорит «Дню» волонтер Юрий Касьянов. - Таким образом Порошенко играл на настроениях народа, настроениях пассионариев только для того, чтобы выиграть выборы. Это была довольно обычная избирательная технология, которая много раз у нас используется. Это пустые обещания, которые, как правило, дают те, кто баллотируется на пост президента или едет в депутаты. Сам я никогда не верил Петру Алексеевичу, ведь тога, когда он пошел в президенты, для меня было очевидно, что его кандидатура - это креатура олигархата, который таким образом нашел определенную компромиссную фигуру для себя. Порошенко никогда не был национальным лидером и человеком, который создавал Майдан и вел его за собой. На Майдане вообще не было национальных лидеров. И в этом есть показательность - есть народ, а достойного лидера нет. Соответственно, нет и четкой идеи, программы, ясных определенных задач. Считаю, что в действиях Порошенко и всего нынешнего политикума не стоит искать какого-то загадочного внутреннего смысла или мятежа, связанного с Путиным, Сурковым или кем-то другим. Просто наши политики не могут оценить и соответственно просчитать ситуацию в отличие от врага. Они сидят в своих поместьях, оторванные от народа, действительности и реалий».
Стоит вспомнить, что тогда 25 мая луганчане на свой риск выезжали из оккупированного города для того, чтобы проголосовать по своему паспорту за Петра Алексеевича. А значит, у последнего уже был не просто кредит доверия, а миссия. Миссия, которая затормозила с первых дней после его инаугурации, когда вся страна услышала сначала о трехдневном, а затем и десятидневном перемирии, во время которого Донбасс наполнялся российскими танками, инструкторами, а затем и массово военными. Потом были переговоры Кучмы, Медведчука и Шуфрича с бандитами в Донецке, сначала сотни, а затем тысячи смертей.
Стратегическая возможность переломить ход истории была потеряна... Оказалось, что страна вместо Главнокомандующего получила котлы военные, «котлы» минские, потерянные территории и самое главное - угрозу государственности в виде возможного изменения Конституции и «особых статусов».