Социальная западня для власти
Почему наша украинская демократическая власть никак не хочет учитывать социальные последствия своих реформ? Ведь это прямой путь к реваншу пророссийских сил в Украине.
Конечно, можно сразу отметить, что непатриотично поднимать этот вопрос, когда реформы не закончены, когда мы еще не увидели их реальных последствий и так далее в таком же духе.
Однако игнорирование президентом Порошенко и премьер-министром Яценюком социальной составляющей украинского общества все быстрее приближает президента к тому, чтобы стать Ющенко-2.
Зарплаты в 100 долларов и пенсии в 50 долларов на фоне миллиардных и миллионных состояний украинских «элит», почти европейские цены на продукты питания и резкое повышение цен на коммунальные услуги в Украине явно, шаг за шагом, продвигает украинцев к обнищанию.
Поэтому украинской власти уже сегодня необходимо задуматься над тем, понимает ли она, что социальная кастовость и протекционизм могут сыграть с ней злую шутку, если она не будет интересоваться тем, как живут (точнее выживают) в подобных условиях рядовые украинцы.
Принцип, что в Украине все платное, кроме работы, не может долго работать и оставаться незамеченным.
Очевидно, что Украина не первая страна, которая проходит по пути «шоковых реформ». Однако почему-то все это «шок» распланирован таким странным образом, что он переброшен на наиболее социально незащищенные слои общества.
Начнем с того, что премьер Яценюк оказался в своих реформах далеко не похож на отца польского экономического чуда Лешека Бальцеровича.
Шок от этих реформ народ очень чувствует, но могут ли они улучшить в перспективе жизни рядовых украинцев?
Для проведения реформ изначально нужен был составленный четкий план их проведения. Но, к сожалению, этого и близко нет до сих пор. Все происходит спонтанно и не прогнозируемо.
Набираются все новые и новые кредиты, выравниваются цифры бюджета под требования МВФ, а главное, что главными приоритетами таких подходов стали макроэкономические показатели, а не живые люди.
За почти два года не прозвучало ни одного слова о создании новых рабочих мест, а главная политика правительства Яценюка сводится к тому, чтобы посадить больше миллионов семей в Украине на «иглу» получение субсидий.
Причем многие из тех, кто действительно в этом сегодня нуждается, не смогут этого пособия получить вообще никогда.
И это все вместо того, чтобы поднимать социальные стандарты, создавать новые рабочие места, завозить с Запада современные заводы для переработки сельскохозяйственной продукции в глубинке, а в промышленных центрах разворачивать современные заводы и фабрики по западным технологиям.
Хотя о каком планировании реформ вообще можно говорить, когда действующая коалиция — это не что иное, как «сборная политическая солянка», в которой каждая из ее составляющих имеет свое видение, и должна координировать свои действия с бизнес-интересами тех, кто их продвинул.
Ведь пока нет единства, не может быть и никакого стратегического плана действий.
Можно, конечно, попробовать возразить, что мол в условиях войны с Россией планы и стратегия отходят на второй план. Что здесь нужно действовать в зависимости от ситуации, но четко и решительно.
Однако даже небольшой дом невозможно построить без проектирования его плана. Так как же можно реформировать экономику целой большой страны в надежде на то, что как-то оно получится само собой?
В то же время, если внимательно проанализировать выборочно некоторые пункты реформ Бальцеровича, то главное в том, чтобы государство как можно меньше вмешивалось в экономическую жизнь общества.
И это необходимо сделать не оставляя ни малейших лазеек для «своих». Поскольку в государстве, где приоритетными являются не интересы граждан, а потребности армии чиновников и бюрократической номенклатуры, очень сложно надеяться на положительные изменения.
В таком случае возникает вообще вопрос, насколько демократической можно считать действующую украинскую власть, поскольку до сих пор не существует механизмов запускания процесса ответственности власти перед народом, что собственно и позволяет делать власти что угодно.
И здесь необходимо обратить внимание на тот факт, что в условиях тяжелого социального положения общества Бальцерович принял решение не о замораживании зарплат и социальной помощи населению, а был принят закон о налогообложении чрезмерного повышения заработной платы.
Был введен так называемый попивек (польск. Popiwek), налоговые ограничения на рост заработной платы в государственных компаниях для ограничения гиперинфляции.
Отсюда можно сделать два вывода: Лешик Бальцерович не замораживал зарплаты населению; он ограничил заработную плату государственным чиновникам, чтобы они сами себе не назначали европейские оклады в то время, когда другим не за что купить хлеб.
Также Бальцерович подавил в корне возможность применения схемы раздачи дешевых кредитов «своим» (например, через рефинанс или откаты).
Он ликвидировал «прокрутку» полученных кредитов, когда брался кредит и конвертировался в доллар. Дальше только выжидали — пока своя валюта упадет вдвое-втрое — а потом меняли назад и «отдавали кредит». Остальные спокойно положив в карман как чистую прибыль.
В Украине решили пойти другим путем. Просто взяли список «хотелок» постсоветского олигархата, который выдает себя за рафинированных демократов, и нагло обозвали все это аналогом «польских реформ», надеясь, что украинское общество всего этого не поймет.
Между тем, нагрузка на зарплату работника у нас самая большая в мире, а покупательная способность постоянно падает. Конечно, люди тогда будут выбирать самый дешевый из всех возможных товаров — а это в основном импортный секонд-хенд, конфискат и контрабандный товар.
Все это происходит в экономической системе, которая действует еще со времен «реформатора» Кучмы, когда душатся и давятся все попытки самореализации и экономической самозанятости населения.
И складывается впечатление, что украинские «элиты» до сих пор не понимают, что же делать дальше. Следствием чего является высокий уровень безработицы, а безработица обесценивает стоимость рабочей силы. Это в свою очередь приводит к обогащению бизнесменов и обнищанию наемных работников.
На очереди в Украине реформы образования и медицины, сокращение местных и центральных чиновников, полицейских и прокуроров.
Это хорошо, но где создание новых рабочих мест? Где внедрение системы специального среднего образования?
Где столяры, слесари, технологи и другие рабочие специальности? Или у нас в стране все будут только в сфере IТ работать? Это как в 90-х годах все хотели быть юристами и адвокатами, а сейчас все хотят быть IТ-шниками.
В то же время украинцам прививается отсутствие стимула. А это низкая зарплата, которая не покрывает расходов на пропитание и воспитание единицы рабочей силы.
Включительно с дошкольным, школьным, специальным образованием, рекреационными ресурсами, медициной и прочим, а также с текущими расходами — еда, коммуналка, проезд, отдых, создание семьи.
А причина низких зарплат — высокий уровень безработицы. И как бы ни повышали эффективность труда, нет смысла платить высокую зарплату, когда уровень безработицы высокий.
Поэтому сначала необходимо ликвидировать высокий уровень безработицы, а затем повышать эффективность труда. Украина должна бороться за рынки, за контракты и развивать внутреннее потребление.
Даже пойти на то, чтобы предоставлять не в первую очередь нужные услуги и товары отечественного производства населению, но уровень потребления отечественного продукта необходимо резко повысить.
Нужно разорвать этот замкнутый круг, когда Украина на протяжении всех лет независимости классифицируется как страна с репрессивной экономикой.
По свободе ведения бизнеса мы всегда были далеко позади не только полутоталитарной Беларуси, но и коммунистического Вьетнама (о Китае не будем и вспоминать).
И ни одна политическая сила никогда не ставила этот вопрос перед парламентом и обществом. Потому что все они выходцы из старой системы, которым очень комфортно строить свои суперсостояния на загнанных силой в нищету украинцах.
Социальная западня для президента Порошенко заключается в том, что он может не успеть отследить тот момент, когда украинское общество больше не захочет терпеть тотальную нищету на фоне псевдореформ и жирования, а также чрезвычайно высокого уровня жизни политических и экономических «элит».
Так что в этом смысле власть должна оперативно действовать на опережение, и не доводить ситуацию в Украине до крайности.
Необходимо предоставить украинцам свободу экономических действий и разблокировать социальные лифты, а дальше они все смогут сами. У нас народ трудолюбивый и самодостаточный.