Перейти к основному содержанию

Станция «Минская»: финиш уже близко?

21 апреля, 12:46

Несмотря на весеннюю ленту новостей, связанных с Минскими соглашениями, создается впечатление, что конкретные действия уже не за горами. В то же время, пытаясь представить, какими они могут оказаться, из головы начинает струиться дым - и вовсе не белый. Нарисовать идеальные модели, конечно, можно. Но, примеряя их на текущие реалии, если к чему и приходишь, то разве что к когнитивному диссонансу.

Как будет достигнуто полное прекращение огня, каким образом будут проведены выборы? Кто будет стоять на границе, покинут ли оккупированные районы Донбасса российские формирования, забрав с собой оружие и технику? Проголосует ли Верховная Рада за новый статус этих территорий и амнистию боевиков и что это будет означать? Кем будет формироваться «народная милиция» и какими будут ее функции?

Дать подходящие ответы на все эти вопросы крайне сложно. Но еще труднее составить из предполагаемых вариантов единую и непротиворечивую картину, которая имела бы право на жизнь. Однако на фоне всей этой туманности остается очевидным то, что диктует любую политическую практику - интересы сторон. А заинтересованность и Украины, и Запада, и России, как и ранее, заключается в скорейшем урегулировании конфликта.

ЗАЧЕМ И КОМУ ЭТО НУЖНО

Европа и США последовательно акцентируют на этом на языке дипломатии. Кремль - провоцированием обстрелов, которыми, по словам украинского представителя в Минской подгруппе по безопасности Евгения Марчука, российские власти по-дьявольски призывают быстрее решать вопрос с выборами.

Позиция официального Киева до последнего времени была противоречивой. Стремление Петра Порошенко выглядеть убежденным сторонником Минских договоренностей размывалось вялой поддержкой этого курса со стороны правительства Арсения Яценюка. Но теперь другой Кабмин - а новая метла, как известно, и метет по-новому.

Первое свидетельство - заявление председателя новообразованного Министерства по делам Донбасса Вадима Черныша, который выступил за восстановление соцвыплат гражданам Украины, проживающим за линией разграничения. А это не просто гуманистическая идея, но и один из пунктов Минских соглашений, подписанных украинской стороной. К этому вернемся ниже.

Стоит еще раз напомнить, почему все участники Нормандской четверки заинтересованы притушить донбасский конфликт как можно скорее.

Для Киева - это возможность предотвратить дальнейшие жертвы среди военнослужащих и мирного населения, а также, восстановив формальный контроль, начать интеграцию оккупированных районов. К тому же это позволит вернуться домой многим переселенцам.

Германия и Франция, в свою очередь, хотят поскорее избавиться от боевых действий, происходящих под боком с Евросоюзом и, переживая за свой экономический комфорт, снять некоторые санкции с РФ.

А российскому руководству необходимо спасать от санкций собственную экономику и быстрее перевести проблемные районы Донбасса на украинское соцобеспечение. А еще, показывая Западу свою способность идти на компромиссы, предупреждать следующие «панамские» удары по наиболее уязвимому месту кремлевской системы.

Интересы, продиктованные насущными потребностями, заставляют быть максимально предприимчивыми в поиске решений. Ну, а кто ищет, тот находит.

ПОВОДЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Пока остается гадать о том, как будут распутываться участниками Минских договоренностей самые тугие узлы переговорного процесса и к чему это приведет. Но уже сегодня можно попытаться оценить, куда движется ситуация, наблюдая за информационными волнами, которые запускаются по разные стороны фронта.

12 апреля министры иностранных дел стран «Большой семерки» приняли совместное коммюнике, в котором призвали все стороны «без промедления выполнять свои обязательства в рамках Минских соглашений». Включая проведение выборов по стандартам ОБСЕ и украинскому законодательству, восстановление украинского контроля над границей, полный вывод иностранных формирований и техники, обеспечение гуманитарной помощью нуждающихся.

Эту новость подхватили украинские СМИ. В то же время на сепаратистских и прокремлевских сайтах продвигалось другое сообщение - о том, что «представители ДНР на встрече в Минске поддержали предложение представителей российской стороны о проведении выборов в Донбассе по стандартам ОБСЕ». Один из лидеров боевиков Денис Пушилин подтвердил это, добавив, что «украинская сторона хочет чего-то другого и ссылается на свои внутренние законы».

Разумеется, никаких выборов по стандартам ОБСЕ без украинского законодательства быть не может. Как и по украинскому законодательству без стандартов ОБСЕ. Но российско-сепаратистской стороне удобнее акцентировать на европейских нормах, умалчивая о враждебном праве, чтобы не раздражать свою аудиторию. Среди которой тема «слива» уже обрела новое звучание - и на этот раз, надо заметить, более обоснованно, чем раньше.

Косвенным доказательством чего может служить увольнение «главы Избиркома ДНР» Романа Лягина. На сайте командира местного «Совбеза» Александра Ходаковского это сразу связали с тем, что месяц назад Лягин открыто выступил против Минского процесса и выборов согласно украинскому законодательству. На днях стало известно, что после увольнения бывший «глава Избиркома ДНР» бесследно исчез.

Дальше больше. 14 апреля Порошенко в телефонном разговоре с Ангелой Меркель призвал усилить присутствие наблюдателей ОБСЕ в зоне конфликта. А чуть раньше в интервью украинским каналам Президент заявил, что на линии соприкосновения и неконтролируемом участке границы с РФ расположиться полицейская миссия ОБСЕ. Иными словами, Глава государства предлагает замену миротворцев ООН за счет структуры, которая уже задействована в Донбассе.

14 апреля на своей «прямой линии» Владимир Путин поддержал киевскую инициативу о введении полицейской миссии. Через пару дней главарь «ДНР» Александр Захарченко пообещал: если наблюдателей ОБСЕ станет в десять раз больше и они будут с оружием, лояльное отношение со стороны местных жителей им обеспечено.

Но, соглашаясь с предложением Порошенко, Путин отметил, что вооруженная миссия должна находиться на линии разграничения, а о границе - ни слова. Возможно, в этом вопросе оккупационная власть пока упирается рогом. Или просто умалчивает, как в вопросе с выборами, о той части потенциального решения, которое ее аудитория может принять за откровенную измену.

Что показательно: еще 6 апреля представитель РФ на Минских переговорах Борис Грызлов высказался против полицейской миссии ОБСЕ в зоне конфликта, аргументируя это тем, что боевики расценят это как попытку «иностранной оккупации». Но прошла всего неделя и кремлевско-сепаратистская сторона демонстрирует удивительную гибкость. По крайней мере публично.

В ОБСЕ говорят, что введение полицейской миссии должны одобрить 57 стран - участниц этой структуры. «Я бы не хотел спекулировать на тему, которая может иметь место раньше, чем такая дискуссия начнется», - отмечает заместитель главы миссии ОБСЕ в Украине Александр Хуг.

Не исключено, что, призывая ввести вооруженный мониторинг, украинские власти со своей стороны, а российские со своей хотят перевести игру на европейскую сторону. Таким образом, Киев может отвечать на давление, которое оказывает Запад, требуя немедленного выполнения Минских соглашений. А Кремль - применять хитрую тактику, показывая, что он якобы готов уступать, а на самом деле усиливать провокации на линии соприкосновения, снижая вероятность введения вооруженной миссии ОБСЕ.

Но в нагнетании напряженности в отношениях с Европой украинская верхушка, разумеется, не заинтересована. А каким бы коварным ни был замысел российского руководства, влияние санкций и опасность дальнейших офшорных скандалов никуда не исчезают.

Ну и возвращаемся к Чернышу. В заявлении нового министра по делам Донбасса главное даже не тезис о необходимости выплачивать деньги украинским гражданам, которые остаются по ту сторону фронта, а красноречивая аргументация в «минском» духе.

«Если мы интегрируем эти территории и людей в Украину, о чем, собственно, заявляют и президент, и премьер и что подтверждают миллиарды социальных выплат, то при чем здесь экономическая блокада», - замечает Черныш. При этом он подчеркивает, что это два тренда совершенно разной государственной политики. «Результат плачевный, - констатирует министр. - Контрабанда заполнила официальный торговый люфт. На временно оккупированных территориях хозяйничают рубль и российские товары. А люди еще больше отдаляются от Украины. Кого и зачем мы обманываем?»

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Если вся эта информационная цепочка указывает на то, что финишная прямая Минского процесса действительно уже близка и скоро соглашения начнут воплощаться в жизнь, снова актуализируется вопрос - для кого это будет означать капитуляцию? Как ни отвечай, здесь будет больше эмоций. А если посмотреть на ситуацию стратегически, стоит отметить следующее.

Реализация Минских договоренностей - это тоже замораживание конфликта, но такая консервация позволит избежать дальнейших жертв среди наших военнослужащих, мирных жителей, у многих переселенцев появиться возможность вернуться домой.

Конечно, фактического возврата захваченных районов не произойдет. Но восстановление формального контроля можно рассматривать как продвижение в позиционной войне с Россией на политическом поле. Что поможет в будущем, при нейтрализации кремлевского диктата на этих территориях, максимально безболезненно вернуть над ними реальную власть.

А экономическое и медийное давление на РФ со стороны Запада может и в дальнейшем заставлять Москву ослаблять свои позиции относительно наиболее болезненных для Украины аспектов Минских договоренностей. И такими шагами можно приходить к полноценному умиротворению, не сдавая при этом национальных интересов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать