«Страна рабов, страна господ»
Чем агрессивнее российская власть, тем больше ее любят россиянеЕсли верить социологии, то нынешняя «немытая Россия», как и во времена Михаила Лермонтова, это типичная «страна рабов, страна господ». Как и тогда, при власти тайная полиция («мундиры голубые» — по Лермонтову), а народ... Что же, россияне — это «им (царским жандармам и их идейным преемникам и продолжателям дела чекистам. — С.Г.) преданный народ».
Впрочем, если не совсем доверять социологии — ведь идет речь о результатах опросов, проведенных полуофициальным ВЦИОМом, — то суть ситуации никоим образом не меняется. Ведь солидный социологический центр может передергивать и фальсифицировать данные опросов только в стране, где политическая жизнь проходит по цитируемому выше стихотворению Лермонтова.
Действительно: социологи ВЦИОМ утверждают, что позитивное отношение россиян к делам в их стране стремительно растет с момента начала захвата Крыма. Индекс социальных настроений, который в марте 2010 года составлял 22 пункта, в прошлом году вырос более чем вдвое, в январе текущего года достиг отметки в 64 пункта, а сейчас вышел на отметку в 70 пунктов. Более позитивно состояние дел в Российском государстве оценивают мужчины, потом идут граждане среднего возраста (35—44 лет), а также сельские жители.
Кроме того, о своей личной жизни россияне высказываются еще положительнее — показатель, который отображает восприятие своей жизненной ситуации, в настоящее время стоит на отметке 81 пункт. Чаще всего ответы «отлично» и «хорошо» давали участники опроса в возрасте 18—24 лет, а также респонденты с высоким достатком. Это очень высокий средний показатель: индексы социальных настроений показывают, как опрашиваемые оценивают ситуацию в стране и личной жизни, и могут принимать значение от минус 100 до плюс 100 пунктов. Чем выше значение индекса, тем лучше состояние дел в соответствующих сферах.
Комментируя эти данные, гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров объяснил, что, невзирая на нынешнюю экономическую нестабильность, россияне оценивают состояние экономики положительно: «Экономический кризис не так уж глубок, ожидания были намного худшими. Кроме того, в прошлом году выросла самооценка, самоуважение россиян. Это связано непосредственно с Крымом, с конфликтом на Украине, с тем, что мы теперь с Соединенными Штатами не просто соревнуемся, но и конфликтуем, а это, по мнению большинства россиян, значит, что мы сопоставимые величины. Это очень важный элемент самооценки. И на этом фоне экономические неурядицы, которые последние полгода нас преследуют, наталкиваются на определенную анестезию».
Вот чего, оказывается, не хватало абсолютному большинству россиян для роста самоуважения: внешней агрессии, конфликтов с мировыми лидерами и войны на украинской территории. Все остальное для «преданного народа» не суть важно.
Опрос также показал, что индекс социальных ожиданий является низким. И это невзирая на то, что пятая часть опрошенных считает, что трудные времена уже позади, а треть убеждена, что наибольшие трудности Россия переживает именно в настоящее время. В прошлом году индекс социальных ожиданий россиян был вдвое выше, а теперь 41% респондентов уверены, что самое тяжелое время еще впереди. Но невзирая на это, как видим, россияне счастливы жить такой жизнью и не требуют от власти, чтобы она ее облегчила. «Это реализм и серьезный плюс, потому что он не создает завышенных ожиданий, за которые потом придется расплачиваться руководству страны, прежде всего, конечно, президенту», — так охарактеризовал смысл этого показателя гендиректор ВЦИОМ Федоров.
Что же, действительно: «Страна рабов, страна господ»...
Или, если вспомнить стихотворение другого русского поэта, Николая Некрасова:
Люди холопского звания
Сущие псы иногда:
Чем тяжелей наказания
Тем им милей господа.
На этом можно было бы поставить точку, если бы Россия не была огромным по площади ядерным государством с большой сухопутной армией.
А это значит, что деспотическая, собственно, неототалитарная власть (один из главных признаков тоталитаризма — невозможность институционной ротации руководящих групп) имеет в своем распоряжении десятки миллионов «рабов», которые не осознают реальной опасности для самих себя и готовы поддерживать действия «национального лидера» и его команды буквально до «красной линии». Десятки миллионов, которые пьянеют не только от алкоголя, но и от глобальных конфликтов и пока еще локальных войн, которые готовы терпеть серьезные неурядицы во имя не свободы, гуманизма или национального процветания, а ради того, чтобы кому-то от действий России жилось плохо. И, чтобы внутри страны процветали самодержавная власть, ксенофобия и культ властной личности. К чему это все может привести, история ХХ века засвидетельствовала на целом ряде красноречивых примеров, в том числе и на российской почве, — но тогда не шла речь о ядерном оружии.
Какой же из всего сказанного можно сделать вывод? Как по мне, простой и рациональный: учитывая неоднократно засвидетельствованную на протяжении, по меньшей мере, ста последних лет склонность большинства россиян к, образно говоря, «всенациональному суициду», резонанс которого охватывает соседние (и не только соседние), народы, Россия с помощью усилий международного содружества должна быть лишена оружия массового уничтожения. Раз — и навсегда. Чтобы оградить планету от появления во главе этого государства очередного «титана» маленького роста, который получит лавры народного любимца путем не защиты свобод и не повышения благосостояния, а агрессивных нападений на соседей и создания угрозы ядерного удара по всем тем, кто с ним не согласен. Каким образом такую вещь можно сделать? Некоторые физики утверждают: в принципе можно заблокировать ядерное оружие на расстоянии, некоторые категорически отрицают возможность этого. Что ж, способы нужно искать. И не в последнюю очередь — ради спасения самих россиян от последствий своих же причудливых социальных настроений.