Существует ли формула борьбы с коррупцией?
Сегодня вопрос борьбы с коррупцией так часто поднимается публично, что едва не стал для украинцев заменителем национальной идеи. По сути, это одна из Ахиллесовых пят Украины, так же, как и отсутствие гражданского общества.
И тут возникает очень интересный вопрос: коррупция является следствием отсутствия гражданского общества, или наоборот — отсутствие гражданского общества — одна из главных причин коррупции в Украине?
У нас много раз пытались бороться с коррупцией, забывая о том, что для того чтобы что-то побороть, нужно бороться с первопричиной, а не последствиями.
Для того чтобы преодолеть коррупцию, необходимо сначала определить, что является побуждающей силой коррупции в Украине. С чего начинается коррупция? И что стало ее первопричиной и источником?
Собственно, гражданское общество — это состояние самоорганизации граждан, поэтому следствием отсутствия гражданского общества в Украине является коррупция.
Также коррупция — прямой результат бедности украинских граждан, а также отсутствия сильных и действенных государственных институтов.
Кроме того, в нормальной стране не может прокурор получать официально меньшую заработную плату, чем работник банка на неруководящей должности.
Это говорит лишь о том, что государственные институты не работают, а коррупция запрограммирована в самой системе государственного управления.
Сложно не признать, что во многом коррупция начинается с ментальности общества. А именно с достаточно терпимого отношения к ней самого общества.
Когда страной правят олигархические кланы и коррупция начинается с самого верха, а люди прорываются в высокие кабинеты, чтобы ею заниматься, то такую систему тяжело побороть.
Мои знакомые, которые проживают за пределами Украины, спрашивали, как так могло случиться, что экс-президент Кучма, после передачи власти которым в руки Януковича собственно и произошел Майдан-1, после победы Майдана-2, может представлять Украину на переговорах с Россией?
Ведь это не просто нелогично, а абсолютный нонсенс, когда Леонид Кучма стал лицом на международном уровне страны, которая задекларировала свое желание со временем стать членом Европейского Союза.
Конечно, на это очень сложно найти какой-либо внятный ответ, однако можно понять их удивление. Поскольку ментальность человека, живущего на Западе (британца, француза или поляка) коренным образом отличается от ментальности рядового украинца.
Ведь для них, если кто-нибудь когда-то нарушил принципы порядочности и стал морально несостоятельным государственным деятелем (несмотря на то, кем этот человек был в прошлом), такой политик уходит в небытие навсегда. И они уже никогда в жизни не проголосуют и не выберут никуда такого политика.
В таком случае по схеме, которая похожа на обеление Кучмы, даже Янукович с Азаровым могут завтра получить «политические индульгенции» и представлять украинцев в мире.
Конечно, сложно назвать страну, где бы вообще не было коррупции, преступников, мошенников и т. п.
Но в сильных государствах, таких, как США, Великобритания и Германия криминал, коррупция и преступность регулируются эффективностью функционирования государственных институтов и неизбежностью наказания.
Однако наказание будет эффективным только тогда, когда работает обратная сторона наказания — защита. Защита прав граждан.
Если будет создана нормально функционирующая судебная ветвь власти, и когда она заработает, то с вымогательством взятки можно будет бороться.
А вот предложение взятки — это уже другая тема. Ведь если чиновнику будет страшно требовать, то и давать взятки должно быть страшно.
Чтобы человек десять раз подумал о том, стоит ли вообще давать взятку и идти на такой риск.
Кстати, все необходимые законы для борьбы с коррупцией и криминалом в Украине существуют.
Однако нет желания, воли у руководства государства и чиновников соблюдать те законы и следить за их выполнением.
Получается так, что источником коррупции является наличие полномочий или возможностей должностного лица, которые оно может использовать для получения неправомерной выгоды.
Поэтому возможность воровать необходимо сводить на нет на любом уровне. Устанавливать дополнительные правила и барьеры, которые будут минимизировать возможность украсть и преступно пользоваться своим должностным положением в обществе.
Также существуют и другие важные составляющие источников коррупции. Речь идет о блокировании социальных лифтов и об отсутствии конкурентного отбора на должности, связанные с полномочиями и возможностями.
К этому вполне еще можно добавить недостаток ответственности и отсутствие адекватной оплаты за профессиональные навыки.
Можно многое говорить о методах борьбы с коррупцией. Но не лучше ли вспомнить, что пока в Сингапуре не пришел к власти Ли Куан Ю, который применил жесткие методы борьбы с коррупцией (после того, как его страна получила фактическую независимость), ситуация только ухудшалась.
Пользуясь сингапурским опытом, можно попробовать вывести формулу борьбы с коррупцией в Украине: экономическая свобода + неизбежность наказания за неправомерные действия = борьба с коррупцией.
Коррупцию можно сравнить с вибрацией двигателя в автомобиле или плохим звуком работы двигателя, что является явным сигналом неисправности.
Таким образом, коррупция — это не что иное, как индикатор неправильности функционирования государственной системы.
Для примера стоит вспомнить, что в Лондоне, в середине XIX века, раз за разом возникали различные эпидемии.
Одни пытались их лечить, но массовые заболевания невозможно было победить, пока члены Палаты общин не решили срочно выделить средства на строительство новой канализации, а также водопровода. Изменили систему, и эпидемии были ликвидированы.
В том то все и дело, что Ли Куан Ю смог ввести в Сингапуре новую систему, что и стало необходимым условием для преодоления коррупции.
До него была архаичная система, подобная той, что сейчас действует в Украине. По этой «системе» наказание за коррупцию — это театр, когда коррупционер наказывает коррупционера, чтобы на том еще и себе что-то коррупционно заработать.
Можно сказать, что тотальная коррупция является следствием неизменности функционирования старой номенклатурной управленческой матрицы, которая функционирует в Украине со времен СССР.
И поэтому перед украинскими элитами сейчас стоит сверхсложная задача, каким образом демонтировать старую, работающую систему, а на ее месте развернуть новую, при этом не разрушив все аппарат государственного управления, чтобы страна не скатилась в хаос неуправляемости и анархии.