Турция: побеждает «материнский» сценарий?
Страсти вокруг попытки военного переворота в Турции уже потихоньку стихают, а поэтому есть повод посмотреть на эту историю более экспериментально, чем то, что говорилось и писалось за последние дни.
ПОД ГРУЗОМ ПРЕДПИСАНИЙ
«У нас в Турции заключен брак ислама с демократией. Дитя этого брака — секуляризм. Время от времени ребенок заболевает. Турецкие вооруженные силы — доктор, который спасает ее. В зависимости от того, насколько тяжелая болезнь, мы выписываем необходимые лекарства, чтобы она выздоровела», — эту цитату турецкого генерала и одного из лидеров «переворотного меморандума» 1997 года Чевика Бира можно было считать просто символизмом, если бы не одно «но».
Во второй половине ХХ века — именно в то время, когда в Турции проходили один переворот за другим — американский психиатр и психолог Эрик Берн, изучая своих пациентов и клиентов, разработал теорию жизненных сценариев. Суть ее в том, что еще в раннем детстве у человека формируется определенный план судьбы, которым обычно его «награждают» родители (речь идет, как правило, о бессознательных процессах).
Жизненный сценарий — это такая психологическая вещь, которая на протяжении жизни толкает человека навстречу его прописанному будущему. Независимо, хочет он этого или нет. Выделяются шесть основных сценариев: «Никогда», «Всегда», «Пока не», «После того, как», «Снова и снова», а также «С открытым концом».
Людям со сценарием «Никогда» родители запретили делать то, что им хотелось, поэтому их жизнь полна соблазнов и мучений. Их внутренний ребенок боится того, чего они больше всего хотят, и это приводит к постоянному самоистязанию. Сценарий «Всегда» людям прививают мамы и папы, которые любят злорадствовать — мол, «тебе этого хочется, но знай, что это навсегда, на всю твою жизнь».
Сценарий «Пока не» — это когда родители закладывают ребенку, например, такие установки, как: «Нечего думать о личной жизни, пока не получишь образование» или «Пока не встанешь на ноги, семью не заводи». Девиз сценария «После того, как»: «Пока радуйся жизни, но знай, что потом начнутся беды». Из этого делается вывод, что лучше вообще не радоваться, чтобы потом не страдать.
Сценарий «Снова и снова» — это постоянно повторяющиеся «едва ли не ...», где одно «если бы только» следует за другим. Например, человек, который то и дело промахивается в шаге от реализации определенной цели. А сценарий «С открытым концом» отражает такое убеждение: «После какой-то точки во времени, я не буду знать, что мне делать». Так, выполнив все родительские предписания, человек перестает понимать, как ему жить дальше. Он может выбрать другой сценарий или же отправиться в бесценарное плавание.
У этносов, народов, наций и государств также могут быть свои сценарии — планы исторической судьбы, которые срабатывают на уровне коллективного бессознательного. Берн пишет, что корни многих сценариев можно найти, исследуя жизнь предков тех семей, в которых письменно прослеживается вся история их прародителей ...
Если говорить о современной Турции, ее «матерью» можно считать султанско-исламистскую империю, по которой тоскует Эрдоган, а «отцом» — Ататюрка (это имя так и переводится — «отец турок») с его идеологией национального государства, главным носителем которого является турецкая армия.
Сценарии, заложенные «родителями» в нынешнюю республику, тянут ее в разные стороны. Иногда их влияние смягчается, и разнонаправленные линии судьбы находят общие точки, однако затем снова разъединяются. В результате — «дитя» постоянно живет в состоянии внутреннего конфликта, который то затухает, то обостряется.
После переворота 1961 года турецкая армия передала власть новому парламенту, однако ни одна партия не смогла добиться преимущества в парламентском поле. Это привело к постоянному созданию правящих коалиций. Вследствие глубоких различий между партиями эти коалиции были крайне нестабильны и постоянно распадались, следствием чего была растущая политическая нестабильность. Военные еще раз вмешались в государственные дела в 1971 году. Тогда они добились отставки очередного коалиционного правительства и передачи власти на временной основе нейтральному кабинету.
В 1980 году в условиях угрозы перерастания хаоса в гражданскую войну армия снова прибегла к решительным действиям. Был совершен очередной военный переворот и сформирован Совет национальной безопасности, в который вошли командующие ВВС, ВМФ, сухопутных войск и жандармерии. Парламент был распущен, депутаты лишились неприкосновенности, деятельность всех политических партий была запрещена, а их лидеры арестованы. На референдуме 1982 года была одобрена новая конституция ...
«КОГО ТЫ БОЛЬШЕ ЛЮБИШЬ?»
«Материнские» сценарии для современной Турции можно представить следующим образом. «Ты никогда не будешь по-настоящему светской и демократической», «ты всегда будешь испытывать имперский комплекс», «пока ты не вернешься к своим дореспубликанским корням, порядка не жди», «с каждым шагом в сторону Запада ты будешь терять свою историческую силу», «ты снова и снова будешь тянуться к демократии, но то и дело будешь возвращаться к исламистам».
А «отцовские» соответственно в противоположном духе. «Ты никогда не будешь султанской империей», «ты будешь национальным государством — это навсегда», «пока ты не станешь полностью светским и демократическим, благоденствия не жди», «с каждым имперским шагом тебя будет ждать деградация», «ты снова и снова будешь тянуться к исламистам, но то и дело армия будет возвращать тебя на место».
По Берну, особенностью сценариев является то, что они ведут к расплате (финалу), и каждая их составная часть служит тому, чтобы привести к этой заключительной сцене. Судя по всему, к подобной расплате — например, в виде гражданской войны и распада страны — Турция придет как в случае полной переориентации на «материнский» или «отцовский» сценарий, так и при дальнейшем маневрировании между ними.
Референдум 2010 года, по итогам которого в турецкую конституцию были внесены поправки, ограничивающие роль армии в политической жизни республики, а также провальную попытку военного переворота на прошлой неделе можно рассматривать двояко. С одной стороны, как полную переориентацию на «султанский» сценарий, с другой — как выбор безсценарного будущего, где произойдет освобождение от «отцовских» предписаний и выработка новой модели существования.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
А вообще, то, что произошло в Турции в ночь с 15 на 16 июля — результат преступного политического эгоцентризма как со стороны мятежников, так и власти. Если с первыми все понятно, то Эрдоган, в свою очередь, пытаясь на протяжении последних лет подружиться с армией, всячески старался при этом перетащить властное одеяло на себя, что впоследствии не могло не вызвать протеста среди военных. Если не большинства, то некоторых частей, способных совершить по крайней мере попытку переворота.
И чем это могло закончиться, предвидеть было несложно. И это произошло. Итог — почти 200 убитых и 1500 раненых.