Во Львове демонстрируют дверные звонки... XVII века
Коллекция этих артефактов в музее этнографии и художественного промысла Института народоведения НАН Украины, а именно – дверных молотков, была сформирована еще во времена Промышленного музея, основанного в 1874-м. Об этом «Дню» рассказал заведующий сектором экспозиции МЭХП Андрей Колотай. А происходят представлены в экспозиции антики из Северной Италии.
«Сборник этих памятников интересен, прежде всего, своим многообразием и изысканными художественными особенностями, – говорит музейщик. – Дверной молоток тогда выполнял функцию дверного звонка, которыми пользуемся сегодня. Его называли стукало, потому что в функции такого молотка входило давать сигнал хозяину, что у него гости на пороге».
Первые стукала появились на дверях церквей и монастырей, позже – на воротах жилых домов. «Посетители музея, которые впервые видят такие достопримечательности, сразу и не догадываются, для чего они, – рассказывает Андрей Колотай. – Когда же узнают о назначении этих раритетов, даже и не скрывают своего восхищения, ибо дверные молотки изготовлены из бронзы, пышно декорированные – на них можно разглядеть маски-маскароны, изображения всяких-разных животных, мифологических существ... Считалось, что такие изображения обладают магическим и защитным действием – как обереги».
Каждый дверной молоток изготавливали под конкретный заказ – во исполнение прихоти будущего владельца, то есть это была не тиражированная продукция. А заказывать такие роскошные стукала могли только состоятельные горожане, соответственно такие вещи уже, как говорится, с порога подтверждали их незаурядные и состояние, и статус. А оно стоило того, потому что вес дверного молотка достигал и 15 - 20 килограммов, что предусматривало соответствующие, сверхпрочные, крепления, чтобы и хорошо держалось, и хорошо стукалось. И декор неплохой, а это значит, что над изготовлением молотка работал не только ремесленник, который отливал молоток, но и художник. К слову: все молотки еще функционально пригодны. Так и хочется сказать: «Вот мастера были!».
В постоянной экспозиции Музея этнографии представлены шесть таких памятников, которые очень разные по декору. Например, в виде дракона, который побеждает змея (очевидно, чтобы отпугивать недоброжелателей, которые решатся нарушить покой хозяев). «Также есть стукало с русалками, с легким эротическим привкусом, – показывает экспонат Андрей Колотай. – К воротам какого здания был прикреплен такой молоток, неизвестно, но ворота должна были быть большими».
А еще музейник рассказывает, что в центре Львова, в старой части города, на площади Рынок, 36 сохранился один такой раритет: «Он несколько проще по форме, чем те, что мы имеем в собрании, но в рабочем состоянии и им можно постучать, чтобы почувствовать, как звучит время...».
И напоследок о таком. Недавно украинцев приглашали присоединиться ко Дню неспешного искусства, смысл которого – приучить публику не пробегать мимо музейных экспонатов, а останавливаться у понравившихся, чтобы поразмышлять-осознать. Газета «День», не будучи специализированным культурологическим изданием, давным-давно пропагандирует такое пристальное внимание к шедеврам мирового искусства – в рубрике «История одного экспоната», публикуя на своих страницах и подробный рассказ об антике, и качественные фото.
Так что читайте газету «День», и будете иметь День неспешного искусства каждый день!
Татьяна КОЗЫРЕВА, Львов