Джаз-кабаре Олега Скрипки
Музыкант представил альбом с песнями Богдана Веселовского
Позавчера в модном столичном клубе Crystal Hall Олег Скрипка презентовал новый альбом «Жоржина». Его можно назвать очередным экспериментом. (По-видимому, этим и объясняется творческое долголетие певца.) Пластинка записана в стиле джаз-кабаре в сотрудничестве с бендом «Забава». Работа над ней, которую Олег справедливо называет реставрационной, длилась более пяти лет: началась в Торонто, продолжилась в Киеве и завершилась в Нью-Йорке. Дело в том, что в основе CD — наработка Богдана Веселовского, который в 30—40-х годах жил во Львове, а впоследствии по политическим соображениям эмигрировал в Канаду. Выдающегося композитора называют одним из первых создателей украинской эстрадной песни. Его легкие, часто, как говорят галичане, батярские (то есть хулиганские) композиции звучали во львовских ресторанчиках и кофейнях, в основном в исполнении известного на то время оркестра Леонида Яблонского (или просто — оркестра Ябца), активным участником которого был сам Веселовский. Впрочем, произведения были настолько популярными, что их исполняли по всей Галичине и Буковине. Некоторые даже всерьез воспринимали как народные, например, «Карії очі».
Олегу Скрипке & Co удалось найти те уникальные материалы в Торонто и воспроизвести почти подлинно аранжировку и исполнение. Как результат — слушатель погружается в атмосферу элегантности и светлого юмора какого-то из галицких или буковинских, в конце концов, украинских городов начала XX века. По крайней мере, такое путешествие во времени чувствовалось на концерте-презентации. «Джаз, танго, фокстрот, свинг обычно считают европейскими, заокеанскими жанрами. Я же этим проектом хочу показать, что и наша страна имеет богатую и неповторимую музыкальную историю», — говорит музыкант. «Мы начинаем традицию вечеров джаз-кабаре, — добавляет он, — где господствует атмосфера открытости и шика. Сейчас, во времена дикой эклектики, кажется, интересно возродить этот жанр с помощью современных форм. Столетие тому назад кабаре было аналогом нынешних клубов и тусовок, а музыкальная составляющая концертов гармонично совмещала такие актуальные тогда направления, как джаз, городской романс, оперетту. Позже в рамках жанра была сформирована эстетика бродвейских мюзиклов, разнообразных эротических шоу и даже рок-н-ролла, ведь именно из кабаре пошла традиция «пьяных танцев на столах».
«Можно разное говорить об Олеге Скрипке, мол, кое-где творчески повторяется, — подытоживает музыкальный обозреватель Юрко Зеленый, — но бесспорным является тот факт, что он — законодатель музыкальной моды. В 80-х, когда образовалась группа «ВВ», его лидер задал модную волну на украиноязычные веселые, развлекательные песни с иронией. Далее с его подачи стало популярным этно. С одной стороны, многие музыканты в своем творчестве начали использовать фольклор, а с другой — появилось немало мероприятий, которые подражали «Країні мрій». Уверен, что его новая инициатива тоже будет иметь последователей, которые в основном будут выступать не на больших сценах, а в каких-то забегаловках. Соответственно, они и смогут наполнить такой радиоформат, как шансон. Но это уже будет украиноязычный шансон. Построенный на нашей почве, он не будет иметь той преступной эстетики. И в заключение — во всех начинаниях главного «вевешника» есть просветительская составляющая. Это важно».
Выпуск газеты №:
№47, (2011)Section
Панорама «Дня»