Перейти к основному содержанию

Сам себе Discovery

Николай Хриенко осуществил уникальную программу: прошел — проехал — пролетел 118 тыс. километров по следам украинцев в России
23 декабря, 20:13

Сегодня Николай Хриенко занимается подготовкой авторской фотовыставки «Украинцы за Уралом. Начало ХХІ века». Это и является конечной целью его масштабного и беспрецедентного в истории Украины проекта продолжительностью в три этапа, шесть лет и 118 тысяч километров. Именно столько понадобилось украинскому журналисту, чтобы пройти-проехать-пролететь по следам украинцев, которые волей судьбы или не судьбы оказались в далеком Зауралье. А еще — 341 фотопленка и 12276 фотокадров, из которых для будущих фотовыставки, фотоальбома и книги отобраны 300 лучших.

Идея исследовать жизнь украинцев за Уралом возникла у Николая Хриенко тогда, когда он исследовал жизнь украинцев в Украине. С 1997 по 2002 год в рамках авторского проекта «Украинцы в Украине» журналист пешком поэтапно прошел от крайних точек северного запада на юго-восток и с севера на юг Украины 3247 км. Тогда он собственными глазами увидел, что отличного и что общего между украинцами разных частей государства.

«Украинская диаспора в России — по живому отрезана от родной территории. Да, раньше они жили далеко, но в одной стране со своими соотечественниками. Распался Советский Союз, и их отрезали от нас. Мне стало интересно, как они там живут, как реализовывают себя и помнят ли свои корни, — так объясняет Николай Хриенко свою идею. — Это колоссальная отдаленность от Украины, например, к Командорам отсюда больше девяти тысяч километров. Я хотел изучить эту абсолютно живую украинскую диаспору, которая всеми нитями связана с нынешней Украиной». Поэтому в стиле украинского Discovery, вооружившись, правда, не камерой, а фотоаппаратом Николай Хриенко отправился в путешествие. Телевизионщики не очень заинтересовались идеей журналиста. Только съемочная группа Первого Национального отсняла три серии в Магаданской области. На большее у государственного канала не хватило средств, а у частных — желания.

История переселения украинцев с этнических территорий за Урал длилась не один век. И хотя когда-то украинские села сегодня большей частью «перемешаны» с другими национальностями, по словам Николая Хриенко, есть несколько внешних признаков, по которых всегда можно узнать украинскую семью или, по крайней мере, украинскую хозяйку, — выбеленная хата, приведенный в порядок огород и много цветов во дворе.

Когда Николай Хриенко пришел в редакцию и начал, раскладывая сотни снимков, рассказывать невероятные истории невероятных украинцев, откровенно говоря, не верилось, что такая колоссальная работа по силам одному человеку. Еще больше не верилось в то, что есть человек, который в эру интернета и информационных технологий может посвятить шесть лет жизни, ища на бескрайних просторах Сибири, Колымы, Чукотки, Сахалина и даже Заполярья следы украинства. К сожалению, газетной площади не хватит, чтобы рассказать все истории и все человеческие судьбы, которые на своем пути встретил журналист. Мы, как и Николай, разделим наш маршрут на три этапа, а позже еще отдельно расскажем несколько особенных историй. Все это будем сопровождать снимками, которые «Дню» любезно предоставил Николай Хриенко.

Итак, этап первый. Он длился с 7 июля 2004 года по 11 февраля 2005-го. За это время разными видами транспорта и частично пешком Николай Хриенко преодолел путь из Киева через Урал, Алтай, Хакасию, Восточную Сибирь, Дальний Восток, Якутию, Колыму и Чукотку до поселка Уелен и мыса Дежнева. Вместе с обратной дорогой в Украину весь исследовательский маршрут равен длине экватора Земли — 40 тыс. км.

Четыре снимка первого этапа были представлены на Фотовыставке «День-2006» и вошли в Фотоальбом «Дня». Однако немало важных фотографий, например, из раздела «Сталинская Колыма» наши читатели еще не видели. Например, гениальный монумент «Маска Скорби» Эрнста Неизвестного на сопке Крутой высотой 15 метров и площадью 56 кв. м, установлен в память о жертвах ГУЛАГа. Николай Хриенко зафиксировал, что даже в сильный мороз на снегу у подножия монумента — свежие цветы.

Прошел журналист и местами, где отбывал тюремное заключение и ссылку Василий Стус (и в Пермской области, и на Колыме) — на месте первого захоронения поэта Николай рассыпал землю из Географического центра Украины и положил на могилу рушники, которые передала тетя Василия Стуса. «Хорошо было бы, хоть крестом обозначить это место», — отметил Николай Хриенко около первой могилы Стуса. Через некоторое время после возвращения в Украину ему пришло письмо с фотографиями — на месте захоронения замученного поэта работники музея «Пермь-36» поставили красивый дубовый крест, повязанный вышитыми рушниками и с украинским флагом.

Среди украинцев, которых Николай Хриенко встретил во время первого этапа, — представители семей, переселенных еще во времена столыпинских реформ, репрессированные за содействие УПА, инженеры, моряки, управленцы, на которых держится нелегкая жизнь Зауралья. Мэр Магадана, избранный уже на второй срок, председатель Петропавловск-Камчатской думы, председатель чукотского правительства — украинцы, которые наводят порядок в чужой, но уже родной для них стране. Со всеми ими автор держит постоянную связь и вообще считает задачу невыполненной, если не послал своим героям фотографии и газетные публикации о них.

Подавляющее большинство украинцев Зауралья, хотя и не чувствуют поддержки из столицы своей Родины, все же, помнят о ней — говорят на украинском языке, поддерживают деятельность культурных центров или просто поют украинские песни. Встретив старенькую женщину в Приморском крае, Николай Хриенко удивился: «Вы так красиво говорите на украинском языке...». «А на каком же мне говорить, на немецком, что ли?» — в свою очередь искренне удивилась женщина.

Интересно, что к мысу Дежнева (крайняя точка Чукотского полуострова) — предпоследнему пункту маршрута первого этапа, к которому журналист отправился с опытнейшими охотниками, добраться повезло только с пятой попытки. В результате Николай Хриенко получил уникальный снимок, возможно, первый в истории — мыс Дежнева зимой.

«Многих людей, с которыми я встречался в 2004 — 2005 годах уже нет среди живых. К счастью, я успел их зафиксировать в этой жизни, записать их нерядовые судьбы, оставить память о них», — говорит Николай Хриенко.

К сожалению, мы можем передать только маленькую частицу того путешествия, на которое уникальный журналист Николай Хриенко потратил столько времени, усилий и энергии. О втором, третьем этапе, а также о невероятных встречах с Петером Демантом, Натальей Королевой (дочкой выдающегося ученого), потомками раскулаченных семей мы расскажем в следующих номерах «Дня». 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать