Танцуют все — но как и что?
Заметки председателя жюри Конкурса современного танца в Донецком регионеМеждународный конкурс современного танца «Золото осени» на базе Луганского института культуры и искусств (с 2000 г.) проводится шестой раз. Автором удачного проекта выступила педагог и хореограф этого вуза Алена Шабалина. Еще несколько лет назад в названии и номинациях конкурса присутствовал эстрадный танец, но вскоре исчез за ненадобностью. Реликты советской эстрады нет-нет да и проглянут в работах некоторых коллективов, но в целом это понятие вытеснил шоу-бизнес. Его существование естественно. И развлекательный танец, состоящий у него на службе, понятно, сам себя прокормит.
Сложнее с танцем, который языком тела говорит о насущных потребностях людей, преимущественно молодежи. Его-то и следовало бы назвать современным — в нем отражение вкусов и ожидание перемен, всплески энергии и признаки духовной депрессии. Получается весьма пестрая и неоднозначная панорама. Особенно в Донбассе — на фоне терриконов и торговых палаток, сохранившейся советской символики и провинициальной тоски. В маленьких районных центрах кумирами по-прежнему остаются Майкл Джексон и ансамбль «Тодес». Примеры, конечно, неплохие — если бы не бич подражательности и вторичности. И вдруг — о чудо! — на сцену выплывает ансамбль «Белые лебеди» из Макеевки и местами неуклюже, местами довольно уверенно показывает классические балетные образцы (руководитель Елена Оноприк).
Конечно, в подборе репертуара и освоении стиля многое, если не все, зависит от личности руководителя. Постановщики танцев есть, и очень неплохие. Даже в поселках городского типа, где клуб и школа — самые большие культурные достопримечательности. Но обязательным остается сочетание качеств хореографа и педагога, как того требует самодеятельный детский коллектив, иначе в танце живота, который исполняет 13-летняя девочка, может возникнуть двусмысленный подтекст. Руководители не всегда знают хореографический фольклор, а потому стилизуют украинские танцы до неузнаваемости, превращая их в сувенирные изделия — аналог тех, которые можно по дешевке купить на местном рынке.
Видимо, не хватает времени на индивидуальную подготовку воспитанников — отсюда преобладание массовых танцев над сольными и дуэтными, которые и выглядят слабее. Некоторые коллективы грешат по части художественного вкуса, буквально срисовывая с телеэкрана образцы ширпотребной «массовой культуры». Многие коллективы берут в качестве музосновы песенные номера. С одной стороны, это сразу обнаруживает смысл композиции. С другой — часто приводит к иллюстративности, небогатому подтексту пластического рисунка, который все же важнее, чем пропетые слова.
Есть и приятные исключения. Уже не первый раз показывает свои конкурсные работы луганский педагог-хореограф Юлия Кардопольцева, автор композиций «Болеро», «Пираты». Они сюжетны, но при этом не бедны хореографически, изобретательно построены. А ведь Кардопольцевой приходится работать не с воспитанниками профильного вуза, а со студентами Луганского аграрного университета.
В число лидеров снова уверенно вошла хореографическая школа-студия «Fors» из Киева (руководитель Татьяна Винокурова). Давно замечено, что танцевальные номера ее коллектива отличаются «лица необщим выраженьем». И это было отмечено сразу в нескольких номинациях. Участники конкурса разделились на несколько категорий и возрастных групп. Но бывало, что почти готовые профессионалы (студенты творческих вузов) уступали в эмоциональной яркости самодеятельным конкурсантам.
Так покорил и зрителей и жюри ансамбль «Шоколад» из Луганска, а его юный солист — искрометный Артем Керян стал своеобразным камертоном драйва в номинации Street dance. Сразу три коллектива из Старобельска: «Эпатаж», «Престиж» и «Секрет», успешно соперничали за лидерство и получили несколько наград в разных номинациях. Но гран-при в этой категории досталось все же «Эпатажу» (руководитель Наталья Полторацкая). Оба исполненных номера «На морозе» и «Волчья стая» не просто захватывали стихией танца, но были художественно завершенными. На высоте оказались и хозяева праздника танца луганчане. А среди студенческих коллективов вне конкуренции оказался ансамбль «Эстет» Харьковской академии культуры. Снова напомнил о себе прекрасный коллектив из Днепропетровского театрально-художественного колледжа.
В целом заметно, что география «Золотой осени» стала расширяться и давно вышла за рамки Донецкого региона. Может быть, для подкрепления статуса международного конкурсу не хватило соперников из ближайших стран, но исполнительский уровень танцовщиков значительно вырос.
Подготовка к Евро-2012 сама собой подталкивает к сравнениям с европейскими стандартами. И не только по качеству автомобильных дорог, пятизвездочных отелей и скорости передвижения на железнодорожном транспорте. Во Франции, к примеру, в каждом регионе, будь то Экс-ан-Прованс или Лион, существует специально отстроенный Дом танца и центр хореографического искусства, который возглавляют такие неординарные личности, как Анжлен Прельжокаж, Маги Марин, Жозеф Надж или Катрин Дивер.
«Танец — живое искусство тела, — утверждает Дивер. — Общая форма танца абстрактна, но в теле содержатся первичные струны мироздания. А искусство — это социальный микрокосм. Люди ждут привычного, но когда автоматизм ломается, происходит некий сдвиг. Если хореограф нас кормит только «развлекаловкой», он не трогает. Искусство ставит вопросы, а человек должен быть любознательным. Потому я считаю, что в будущем роль танца будет очень значительной».
Возможно ли, чтобы в обозримом будущем в таких городах, как Луганск и Донецк, Харьков и Львов, не говоря уж о столице Украины, были созданы центры современного танца учебного, творческого и исследовательского профиля? Прошедший конкурс показал, что при поддержке спонсоров или государства это вполне возможно в пределах роста одного или двух поколений юных танцовщиков.
Выпуск газеты №:
№235, (2010)Section
Тайм-аут