Жест Обамы
Как это скажется на Украине?
Вчера вся мировая пресса обсуждала на своих страницах отказ США от размещения элементов ПРО в Восточной Европе. С одной стороны, такие планы раздражали Россию, а с другой — Польша и Чешская Республика видели в них большую гарантию собственной безопасности. Характерно, что администрация Барака Обамы и слова не обронила об отказе, назвав коренной пересмотр планов создания системы противоракетной обороны — «фазированным, адаптивным подходом» к ПРО в Европе. Напомним, что ранее администрация Джорджа Буша утверждала, что размещение радиолокационной станции в Чехии и ракет-перехватчиков в Польше необходимо для защиты от непредсказуемых стран, в первую очередь от Ирана.
Но позавчера вечером Обама сказал, что американская разведка изменила свою оценку возможностей иранской ядерной программы. Согласно планам новой администрации, США отправят в северную и южную Европу корабли с ракетами-перехватчиками, а наземные элементы ПРО появятся на континенте в 2015 году. По словам президента, новые модернизированные средства ПРО обеспечат более надежную защиту от иранских ракет, и это остается главной целью новой противоракетной обороны. Примечательно, что подавляющее большинство — 73% участников интерактивного голосования на сайте «продемократической» телекомпании CNN — выразились в поддержку заявления Обамы.
После заявления Обамы министр обороны США Роберт Гейтс подчеркнул, что США не отказываются от развития планов ПРО полностью, но акцент в них переносится с защиты от ракет дальнего радиуса действия на угрозы регионального масштаба, то есть ракеты, способные поражать Израиль или страны Европы. Как объяснили американские официальные лица, по новым данным разведки, Иран в большей степени стремится к созданию ракет малой дальности, а не межконтинентальных.
Было очевидно, что основным объектом или адресатом послания американского президента была Москва. Не случайно Обама подчеркнул в заявлении: «Мы неоднократно разъясняли России, что ее озабоченности по поводу наших прежних программ противоракетной обороны безосновательны... Противостоя этой угрозе, мы приветствуем сотрудничество с Россией в подключении ее ракетных возможностей к более широкой защите наших общих стратегических интересов. При этом мы (с Россией) продолжаем наши совместные усилия по прекращению незаконной ядерной программы Ирана».
Со своей стороны президент России Дмитрий Медведев приветствовал заявление Обамы, выразив готовность обсуждать «совместную работу по оценке рисков ракетного распространения в мире». По словам российского президента, «сделанное сегодня заявление показывает, что для такой работы складываются неплохие условия. Разумеется, предстоит еще провести предметные консультации экспертов, и наша страна к ним готова».
Разумеется, что в самих США в адрес Обамы сразу же прозвучала критика со стороны республиканцев. Его соперник на президентских выборах, сенатор от Аризоны Джон Маккейн, назвал пересмотр планов по ПРО опрометчивым шагом. По его мнению, этот шаг «способен подорвать ощущение американского лидерства в Восточной Европе». Джон Болтон, отвечавший в администрации Буша за контроль над вооружениями и международную безопасность, высказался еще жестче, назвав решение Обамы «однозначно плохим». «Оно сдает важный механизм защиты от угроз не только США, но и Европы со стороны Ирана и других государств-изгоев. Это уступка русским, а взамен мы от них не получаем абсолютно ничего», — сказал он.
Характерно, что в самой Польше и Чешской Республике разделились мнения относительно новых противоракетных планов Обамы. Президент Польши Лех Качиньский назвал «ошибкой» отказ новой администрации от стационарной ПРО. Тем временем премьер Польши Дональд Туск и члены его правительства заявляют, что новая система «может быть лучше» предыдущей. В частности, Туск заявил, что Польша не проиграла от нового решения американцев.
Бывший чешский премьер Мирек Тополанек, правительство которого подписывало соглашения с США, заявил, что отказ от планов США будет угрожать независимости Чехии. «Мы оказываемся в ситуации, когда не имеем прочной привязки в вопросах партнерства, безопасности и альянса, и это является некоторой угрозой, подчеркнул он.
Совсем другого мнения придерживается нынешний глава чешского правительства Ян Фишер. «У Чехии нет никаких причин для изменения отношений с США в связи с отказом администрации Обамы от создания на чешской территории элемента системы ПРО. Отношения с США продолжают оставаться прекрасными. Мы — союзники и солидные партнеры», — отметил он.
«Позитивным шагом в направлении всеобъемлющего и прозрачного процесса» назвал решение Обамы генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. «У меня есть явное представление, что американский план по противоракетной обороне в будущем будет в большей степени задействовать НАТО», — подчеркнул он.
Многие эксперты считают, что решение Обамы может определенным образом коснуться Украины. Ведь одним из камней преткновения у американско-российских отношений являются претензии России на привилегированные интересы на постсоветском пространстве. И никто не знает, на какие уступки готовы идти США, чтобы получить поддержку России для решения многих проблем. Формально администрация Обамы заявляет, что не приемлет сфер влияния на постсоветском пространстве.
В Киеве всегда считали, что «планы американской стороны по поводу разворачивания элементов ПРО в Европе непосредственно не затрагивают интересов Украины, и принятие соответствующих решений Польши и Чехии по поводу размещения элементов ПРО на их территории является суверенным правом этих стран определить пути, методы и механизмы обеспечения национальной безопасности». И как отметили в пресс-службе украинского внешнеполитического ведомства, «Украина приняла во внимание решение США по поводу внедрения нового «фазового» подхода к политике США в сфере противоракетной обороны...»
Как воспринимают в Чешской Республике и Польше решение президента США Барака Обамы о пересмотре планов создания системы противоракетной обороны и отказе от размещения элементов ПРО в Восточной Европе? Не посылает ли таким образом Вашингтон неправильный сигнал России, которая сильно выступала против размещения элементов американской ПРО в Европе? Будет ли мягкий подход Обамы в отношениях с Россией более эффективным, чем подход Рейгана к Советскому Союзу?
Иржи ШНАЙДЕР, директор программ Пражского института стратегических проблем:
— Новая американская администрация передумала размещать элементы ПРО в Европе и рассматривает другие области сотрудничества. Я думаю, было бы ошибкой интерпретировать это как изменение статуса наших отношений. Мы до сих пор являемся членами НАТО и ЕС. Нам следует сосредоточить внимание на других проектах, которые материализуют наше членство в этих организациях в вопросах безопасности и обороны.
Нам нужно спокойно воспринимать заявление Обамы. Мы должны понять, что это суверенное решение США. Честно говоря, мы не были застигнуты врасплох этим решением США. Потому что были сигналы, в частности американское правительство пересматривало концепцию противоракетной обороны. Еще два года назад у Конгресса были очень похожие идеи, которые наконец-то недавно были одобрены президентом, в частности сосредоточение внимания на мобильные платформы ПРО.
Заявление Обамы не значит конец отношений между Прагой и Вашингтоном. На этой неделе министр обороны Чешской Республики находится в США и встречается сегодня с министром обороны Робертом Гейтсом. Я думаю, что много вещей, включая сферу обороны, мы можем делать вместе.
Мне кажется, что администрация США своим отказом от планов относительно размещения ПРО в Европе посылает жест России. Остается увидеть, поймет ли Москва этот жест и соответственно отреагирует, или наоборот она будет рассматривать его как слабость и свою победу. Именно так интерпретировали заявление Обамы российские СМИ. Мы не знаем российской реакции и не знаем или Россия откажется в ответ от некоторых агрессивных заявлений и намерений разместить свои ракеты «Искандер» в Калининграде.
Если мы не увидим этого, тогда, к сожалению, нам придется считать, что это был односторонний жест Обамы, на который не был получен ответ.
По-моему, при этом администрация руководствовалась двумя вещами, отказываясь от планов по размещению элементов ПРО. С одной стороны, это попытка убедить Иран сотрудничать с миром и для этого США нуждаются в помощи России. А с другой, попытка «перезагрузить» отношения с Россией. Именно об этих двух вещах думают США. И потому я полагаю, что для них не так важна Венесуэла и Центральная Европа.
Решение Обамы подтвердило, что США будут развивать архитектуру НАТО, что хорошо для всех союзников, как Чешской Республики, так и Польши.
Я сомневаюсь, что жест Обамы приведет к успеху. Но давайте скрестим пальцы. Пусть он достигнет успеха. Ведь американский президент имеет право делать некоторые жесты, и вопрос в том, к какому выводу он придет, если эти жесты не будут встречены взаимностью.
Александр СМОЛЯР, директор Фонда имени Стефана Батория, Варшава:
— Думаю, что абсолютно абсурдно рассматривать решение администрации Обамы как предательство Польши. К сожалению, в нашей стране есть журналисты, которые используют такое слово. Это могло бы быть предательство, если бы Польша была под неминуемой внешней угрозой и если бы США в тот момент покинули Польшу.
Правда состоит в том, что Польша больше не играет такую важную роль в американской политике, как это было во время иракской войны в 2003 году. Тогда Польша имела привилегированные отношения со США, между тем как Вашингтон имел открытый конфликт с двумя крупными странами ЕС: Германией и Францией. Но во время второго срока Джорджа Буша Польша уже не играла такой важной роли. А это было болезненным для польских политиков и создавало определённую неуверенность. Но фундаментально, я не думаю, что существуют причины считать, что Польша находится сейчас в опасности. Конечно, проблемы есть, но они больше касаются будущего Украины и Грузии и других стран, раньше входивших в состав Советского Союза. Мы знаем отношение России, которая считает, что должна существовать зона привилегированного влияния России. Настоящая проблема безопасности и стратегии, а также политики США и НАТО по большей части касается стран, которые, в известной степени, имеют проблемы относительно своего будущего.
Что касается восприятия сигнала Обамы как победы россиян. Всё зависит от того, как воспринимать решение американского президента. Конечно, Обама пошёл на это, учитывая оппозицию России. Почему США пошли на это? Вашингтон хочет получить взамен что-то от России. Это касается отношения России к проблемам, связанным с Ираном, Афганистаном, Северной Кореей. В общем, США хотят получить значительно больше кооперативного, а не конфликтного подхода со стороны России относительно названных выше вопросов. Со своей стороны, для США самое важное — получить определенные гарантии для суверенных и независимых государств, которые Россия не хочет признавать как полностью независимые. Ведь Россия считает, что она имеет по отношению к ним специальные права.
Сейчас ситуация совсем иная, если ее сравнивать с периодом президентства Рейгана. Тогда Советский Союз был супердержавой с большими амбициями. Сегодняшняя Россия является значительно более слабой. Нельзя применить те же инструменты в разных ситуациях когда, в частности, наибольшая опасность находится где-то. При президентстве Рейгана Советский Союз сам по себе был опасностью. Сегодня наибольшей опасностью является исламский радикализм, нестабильность в мире. США стали значительно более слабыми и им значительно сложнее навязывать, как мы увидели, свою волю даже небольшим странам. Даже Россия была не в состоянии навязать бывшим советским республикам признание Абхазии и Южной Осетии. Кто мог бы представить себе такое в советские времена?
США больше всего ожидают содействия России прекращению Ираном своей ядерной программы, и, при необходимости, участия в экономической блокаде Ирана, а также проявления доброй воли и сотрудничества в Афганистане, возможно, даже российского военного участия в Афганистане.
Я ожидал бы от Америки, что она по-настоящему будет заботится о безопасности независимых постсоветских республик. Россия должна признать полный суверенитет, возможность выбора союзников и направление развития странами, которые сегодня независимы. И Украина является наиболее важным примером.
Выпуск газеты №:
№167, (2009)Section
Панорама «Дня»