Не просто Мария, а божественная
В Киеве отметили 85-летие со дня рождения легендарной оперной дивыГала-концерт «Памяти божественной Каллас» прошел в Национальной филармонии Украины. Этот творческий проект состоялся благодаря дипломатам Посольств Италии и Греции, Итальянскому институту культуры, музыкантам оркестра Национальной филармонии, солистам Национальной оперы и хору Киевского театра оперы и балета для детей и юношества.
Следует заметить, что несколько государств спорят, представительницей чей страны была Мария Каллас: США, Греции, Италии или Франции? Сисилия София Анна Мария Калойеропуло (настоящее имя легендарной Марии Каллас) родилась в Америке в семье греческих эмигрантов. Это произошло в Нью-Йорке 2 декабря 1923 года. В США Мария сделала свои первые шаги как певица (в восемь лет, а в 16 уже завоевала первый приз в консерваторском конкурсе и начала зарабатывать своим голосом деньги). В 1937 г. Каллас приезжает в Грецию (учится в Афинской консерватории), а через четыре года состоялся ее дебют на оперной сцене в пуччиниевской «Тоске», кстати, именно этой партией певица завершит свою вокальную карьеру в 1965 г. на гастролях в США.
Настоящую славу оперной дивы принесла Марии солнечная Италия. Именно в этой стране засиял ее талант. Покорить оперный Олимп ей помог муж Джованни Батиста Менегини, итальянский бизнесмен, который был на 30 лет старше Марии. Его можно назвать Пигмалионом певицы. Именно супруг настоял на том, чтобы Мария похудела, научилась одеваться в соответствии с требованиями моды; он фактически создал образ-легенду по имени Мария Каллас. В 1950 г. прима с триумфом дебютировала в Ла Скала, спев «Аиду». Журнал «Life» писал: «Ее особое величие было достигнуто в давно забытых, музейных произведениях, которые были вынуты из нафталина только потому, что наконец-то нашлось сопрано, которое может это спеть», а критик из «New York Times» подчеркнул, что Каллас вернула прежний блеск титулу примадонны. Сама певица говорила: «Я помешана на совершенствовании и я не люблю среднего пути», а ее девизом в творчестве было — «Все или ничего»! Всю жизнь Каллас была трудоголиком: «Я работаю, поэтому я существую». За свою певческую карьеру певица исполнила 37 оперных партий! Критики до сих пор не могут раскрыть секрет ее потрясающего голоса (2,5 октавы с массой музыкальных оттенков) и драматического таланта. Ведь еще при жизни Марию Каллас называли «божественной певицей». Казалось бы, чего желать? — слава, триумф, сотни поклонников, — а приму постоянно преследовали изматывающие приступы депрессии, хотя врачи уверяли, что певица здорова, и предписали лечить нервы морским воздухом. Однажды судостроительный магнат и миллиардер Аристотель Онассис пригласил Марию совершить круиз на яхте «Кристина», и в 36 лет Каллас впервые потеряла голову от любви! Она фактически прекратила петь, решив посвятить жизнь любимому, развестись с мужем и родить ребенка. Эта роковая любовь принесла певице страдания. Когда Онассис умер в марте 1975 г., Каллас сказала: «Ничего больше не имеет значения, потому что ничего никогда не будет так, как было... Без него».
Оставив сцену, Мария снялась в фильме «Медея» Паоло Пазолини. Эта роль как будто специально была написана для нее. Медея пожертвовала всем, включая отца, брата и детей, ради любви, но была предана любимым так же, как сама Каллас предана Онассисом...
Мария Каллас умерла внезапно в своей парижской квартире в возрасте 54 лет. Ее состояние — 12 миллионов долларов — унаследовали бывший муж и мать... В последний путь певицу провожал огромный букет от умершего за несколько лет до нее Аристотеля Онассиса. Такова была его последняя воля. Прах Марии Каллас развеяли над Эгейским морем...
Прошло 32 года, как ушла в вечность великая певица: осталась легенда о ней, и ее поистине не земной, а божественный голос. С него и начался киевский гала-концерт (организаторам вечера удалось достать уникальную запись 1958 года — выступление Марии Каллас в Париже), и произошло чудо, словно дух самой примадонны озарил зал филармонии. В первом отделении в сопровождении Симфонического оркестра под управлением дирижера Николая Дядюры солисты Национальной оперы Ольга Фомичова, Сергей Магера и Оксана Крамарева исполнили арии из любимых опер Каллас — «Травиаты», «Севильского цирюльника», «Дон Карлоса», «Аиды» и «Нормы». Кстати, бас Магера и сопрано Крамарева — лауреаты Международного конкурса им. Марии Каллас. А высокой чести завершить памятный вечер были удостоены киевляне Виктория Ченская, Анатолий Юрченко, Сергей Пащук, Юрий Ковальчук и баритон из Беларуси Станислав Трифонов, которые вместе с хором и оркестром исполнили в концертном варианте второй акт знаковой для Марии Каллас оперы «Тоска». Эта финальная точка доказала, что феномен по имени Мария Каллас не имеет границ и принадлежит всем, кто любит высокое оперное искусство.
После концерта «День» пообщался с известным киевским оперным певцом Сергеем Магерой, лауреатом многих престижных конкурсов (в частности он получил вторую премию на конкурсе им. Марии Каллас):
— Этот конкурс был одним из самых сложных, т.к. певцам нужно было подготовить 20 (!) произведений, причем из них 12 оперных арий, и поэтому не каждому молодому вокалисту такое задание по плечу. Во втором туре нужно было спеть сцену из оперы. Я исполнил пролог из вердиевского «Трубадура». О конкурсе я узнал от своих коллег из Национальной оперы Украины: Валерий Мурга, Тарас Штонда и Ольга Микитенко первыми «прорубили окно» на это престижное соревнование, а я в 2001 г. продолжил славную украинскую традицию. Членами жюри были такие звезды, как Сазерленд, Альва, Кутрубас, Архипова и др. Я тщательно подготовился и очень рад, что сумел достойно выступить на этом престижном вокальном соревновании. Голос Марии Каллас услышал в студенческие годы, когда постигал оперную науку, и буквально был потрясен силой, глубиной его и красотой. В ту пору непросто было достать записи этой легендарной певицы, но когда удавалось купить пластинку, то я чувствовал себя обладателем настоящего сокровища. Слушая ее голос, не только получал удовольствие, но и пытался постигнуть секреты ее актерского перевоплощения, ведь голосом она могла передать массу оттенков чувств: страсть, лирическое настроение, драматическое переживание. На нынешнем концерте я исполнил арию Филиппа из «Дона Карлоса». Планировал спеть арию Банко из «Макбета», но из-за отсутствия нот, которые должны были музыканты взять в нашем театре (Национальная опера ныне на гастролях за рубежом) пришлось сделать замену и исполнить арию дона Базилио из «Севильского цирюльника». Впрочем, публика осталась довольна. Один номер был драматический, а другой веселый. Кстати, в «Севильском цирюльнике» я дебютировал на киевской сцене, а песню «О клевете» можно назвать классической попсой. Вообще-то я предпочитаю лирику с хорошей мелодической музыкой, чтобы можно было передать голосом разные оттенки исполняемого произведения.
Концерт очень понравился публике, которая, стоя, овациями приветствовала певцов и музыкантов, подаривших незабываемые мгновения с прекрасным оперным искусством и ее великой певицей — Марией Каллас.
Выпуск газеты №:
№50, (2009)Section
Тайм-аут