Без тайн
Но швейцарские банки просят клиентов не беспокоиться«Банковская тайна умерла», «Капитуляция Швейцарии», «Революция в банковской сфере», «Конец банковского рая» — такими заголовками пестрели первые полосы субботних выпусков самых крупных швейцарских печатных изданий. И как же в таких напряженных условиях перестать быть суеверным? В пятницу, 13 марта, правительство Швейцарии сообщило миру о своей готовности упразднить различие между понятиями «уклонение от уплаты налогов», которое рассматривается швейцарским законодательством как гражданско-правовой деликт, и «налоговым мошенничеством», которое считается уже серьезным преступлением. После многомесячного давления со стороны США и Европейского Союза, а также из боязни оказаться в черном списке «налоговых оазисов», который будет обнародован во время прохождения саммита G20 в Лондоне 2 апреля этого года, Федеральный совет Швейцарии согласился принять стандарты ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) по борьбе с налоговыми правонарушениями в банковской сфере. Об этом заявил журналистам президент Швейцарской Конфедерации Ханс-Рудольф Мерц. «Это решение принято для благополучия нашей страны», — отметил он.
На практике это означает, что Швейцария обязуется передавать налоговым службам других стран сведения об их налогоплательщиках, уличенных законодательством в неуплате налогов. Альпийская страна будет более расширенно сотрудничать с иностранными фискальными органами, однако она не намерена полностью отказываться от сохранения секретности банковских вкладов, которая является основой успеха финансового сектора этой страны.
Запросы о выдаче сведений о клиентах будут рассматриваться отдельно в каждом случае, подчеркнул президент, он же министр финансов: «Никакой массовости, как этого требует Вашингтон в деле о выдаче 52-х имен американских клиентов банка UBS.
Иностранное государство должно предоставить имя клиента, название банка, где находятся сбережения, и документальные свидетельства, которые подтверждают подозрения в налоговом мошенничестве». Г-н Мерц признал, что, хотя данное решение представляет собой «ослабление абсолютной банковской тайны», но это «ни в коей мере не затрагивает налогоплательщиков — резидентов Швейцарии». Кроме того, швейцарское правительство категорически отвергает автоматический обмен информацией с другими странами. В коммюнике Швейцарской ассоциации банкиров (ASB — SwissBanking) прямо указано, что «сохранение профессиональной тайны швейцарским банкиром гарантировано для иностранных клиентов, которым не в чем себя упрекнуть. Автоматический обмен информацией исключается».
На сегодняшний день Швейцария заключила более 70-ти договоров об избежании двойного налогообложения: договоры с США, странами Европейского Союза, Россией, Китаем и другими странами определяют критерии административной взаимопомощи в случаях налогового мошенничества. Если до 13 марта 2009 года (уже знаменательная дата в истории швейцарской банковской системы), при существующем разделении понятий «уклонение от уплаты налогов» и «»налоговое мошенничество», Швейцария могла предоставить информацию о клиенте банка лишь во втором случае, то после «черной пятницы» и упразднения различия положение изменилось. Для адекватного функционирования этих юридических документов все существующие договора об избежании двойного налогообложения должны быть пересмотрены. А переговоры займут не менее двух-трех лет...
Страны с жестким налоговым режимом стремятся заставить страны с более мягким налоговым законодательством отказаться от принципа банковской тайны. Известно, что канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози объявили о намерении продвигать механизм санкций против «налоговых оазисов» и призвали рассмотреть этот вопрос на ближайшем саммите G20. В предварительном варианте составленного недавно ОЭСР «черного списка» государств, где резиденты других стран уходят от налогообложения, фигурируют Андорра, Лихтенштейн, Монако, Швейцария, Австрия, Сингапур и Гонконг. Попадание государства в этот список может привести к его международной изоляции.
Причины нежелания оказаться в официальном списке ОЭСР очевидны. Поэтому в преддверии собрания Большой двадцатки 2 апреля в Лондоне Андорра и Лихтенштейн в прошлый четверг заявили о своей готовности смягчить принцип банковской тайны и принять стандарты ОЭСР. Ограничения на доступ к банковской информации для налоговых целей действуют также в Австрии, Люксембурге и ряде оффшорных зон, например, в Панаме. Но 13 марта власти Австрии заявили о неизменении принципов сохранения тайны вкладов в банках страны, считая, что их законы не противоречат рекомендациям ОЭСР. Что касается Люксембурга, то эта страна допускает возможность принять участие в переговорах о налоговой прозрачности, если они будут распространены и на другие территории ЕС, включая Нормандские острова.
А что же сами швейцарцы? Во-первых, их финансовые интересы не затронуты, т.к. законодательство не изменено по отношению к резидентам. Во-вторых, они уверены, что политико-экономическая стабильность Швейцарии — это выгодное преимущество для финансового сектора ее экономики. Согласно опросу общественного мнения, проведенного в этом месяце Швейцарской ассоциацией банкиров, почти 80% населения страны выступают за неприкосновенность принципов банковской тайны, в первую очередь как средства защиты и уважения личной сферы человека.
«Банковская тайна, этот основополагающий элемент швейцарского права и культуры, будет сохранена. Хотя принципы банковской тайны ослаблены, зато нам удалось сохранить главное», — считает Грегуар Бордье, ассоциированный партнер одного из старейших частных банков Швейцарии Banque Bordier&Cie и президент Ассоциации частных банкиров Женевы. По его мнению, «не стоит беспокоиться о том, что Швейцария будет фигурировать в черном списке, если в нем будут значиться все страны, практикующие банковскую тайну, например, американский штат Делавар, трасты в Великобритании, и многие другие страны — члены Европейского Союза». Такого же мнения придерживается и известный женевский адвокат Карло Ломбардини: «Швейцария не должна выступать в роли «первого в классе», стремясь любой ценой выкупить свою моральную чистоту. Потому что если Сингапур не идет на уступки, то мы беспричинно приносим себя в жертву!». «Страны, которые сегодня нападают на Швейцарию, попросту не могут удержать своих налогоплательщиков. И их атаки останутся безрезультатными, если они не проведут реформы своей системы налогообложения», — резюмирует он.
Бегство капиталов из страны в кризисный период — это реальное явление, поэтому дискуссии об отмене банковской тайны в Швейцарии или Люксембурге также важны и для Украины, страны, где банковской тайны никогда не существовало и вряд ли предвидится. Сокращение числа европейских стран с либеральным налоговым законодательством, возможно, заставит наших «багатіїв» поискать себе другие страны для безопасного помещения своих «честно заработанных» капиталов. Хотя при существующем уровне коррупции в нашей стране можно не опасаться, что налоговые службы вдруг проявят интерес к зарубежным банковским счетам тех, кто делает политическую и экономическую погоду в нашей многострадальной Украине. Правда, иметь счет в швейцарском банке намного престижнее, чем в арабских или азиатских странах. Но это уже другая история...
Выпуск газеты №:
№44, (2009)Section
Панорама «Дня»