«Запорожцы» за Дунаем

Через два года первому украинскому автомобилю — «Горбатому Запорожцу» исполнится 50. Несмотря на довольно почтенный возраст, «ЗАЗ-965» еще можно встретить на украинских дорогах: автоветеран доказал свою надежность. По всем европейским нормам наш «жужик» — полноправный представитель ретро-семьи. Зарубежные автолюбители старины на разнообразных фестивалях антикварных автомобилей ставят его в ряд с известными марками. «Горбатого» хотят видеть на престижных автофорумах не только в соседней Польше, Чехии, Венгрии или Словакии, но и на элитных фестивалях в Германии, Австрии, Франции, Люксембурга и особенно в Италии (итальянцы считают его ближайшим родственником «Фиата-600»).
Львовский авто-фан-клуб «ЗАЗ—КОЗАК» (www.zazkozak.com) — крупнейшее на территории бывшего Союза объединение владельцев «Горбатых Запорожцев». Созданный в 1983 году клуб неоднократно проводил автопробеги по дорогам Европы: шины нашего мини-автомобиля колесили дорогами Франции, Германии, Австрии, Люксембурга, Бельгии, Польши, Словакии, Чехии, Бельгии.
В этом году автомаршрут десяти львовских «мини» пролег по маршруту бравого солдата Швейка. Почти три тысячи километров дороги связали географические места, описанные во всемирно известной книге Ярослава Гашека: Львов — Фельштин — Перемышль — Краков — Ридзина — Прага — Вена — Будапешт — Гуменное — Львов. Цель нынешнего автопробега за Дунай — маркировка и приобщение украинско-польского, а в перспективе еще и словацкого отрезков туристического маршрута «Дорогами бравого солдата Швейка» к уже существующему чешско-австрийскому. Не секрет, подавляющее количество мест, связанных с «подвигами Швейка», лежит пролегает именно на наших территориях. А памятники Швейку в Львове и Скеливке (бывший Фельштин) ничем не уступают зарубежным. Чехи были очень удивлены, увидев фотографии львовского кованого Швейка на велосипеде и Швейка с пивным бокалом, однако больше всего любовались монументом своему соотечественнику из маленького села Скеливка (бывший Фельштин) на Львовщине. Именно здесь Йозеф Швейк попал к своим в плен, был признан русским шпионом и направлен в каземат.
Кроме «швейковского» маршрута львовские клубные автомобили представляли Украину на VI Международном фестивале антикварных автомобилей «Замок в Ридзине» и ралли ретроавтомобилей в польском местечке Лешно. В рамках организованного Всепольским союзом техников-автомехаников фестиваля прошли специализированные семинары по истории автомобилизма, восстановления и сохранения аутентичных автомобилей.
Делегация «Запорожцев» была приглашена на открытие музея раритетных автомобилей в австрийском Кляйневинздорфе рядом с Веной. Здесь собрана самая большая и самая дорогая в Австрии частная коллекция ретро-автомобилей. Музей может похвастаться самой полной коллекцией моделей «Порш» и коллекцией мини-автомобилей. К сожалению (конечно, для владельцев музея), «Горбатого Запорожца» здесь пока что нет — собранные автомобили прожили не менее полстолетия. Рядом с блестящими ретро-ветеранами на стендах музея расположены старинные деревянные велосипеды, старинные двигатели и другая «механика». На память от нашего клуба музей получил неожиданный раритетный подарок — «кривой стартер». Австрийцы удивлялись, зачем автомобилю эта деталь...
При содействии львовской мэрии и облгосадминистрации львовские автомобили-ветераны хорошо поработали над имиджем нашего края за границей: встречи с иностранными журналистами, официальными лицами и аналогичными зарубежными общественными организациями показали, что «народная дипломатия» — лучший способ чему-то научиться и себя показать...
Интересно, что все десять автомобилей клуба без поломок своим ходом вернулись в нашу страну. Осенью клуб поедет в гости к своим прибалтийским друзьям из аналогичных клубов Литвы, Латвии и Эстонии. «Горбатый Запорожец» в бывших прибалтийских советских республиках очень стильный и престижный автомобиль. Львовский авто-фан-клуб экстремального автотуризма «ЗАЗ—КОЗАК» уже планирует в будущем году автопутешествие в Рим. В планах клуба автопробег от Львова до Байкала посвящен 50-летию выпуска первого «ЗАЗ-965» с конвейера Запорожского автозавода. А потом, для отчаянных нет границ, возможно, и на кругосветное путешествие отважимся. Спонсоры готовьтесь, мы — готовы.
Выпуск газеты №:
№87, (2008)Section
Тайм-аут