Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тридцать шесть мгновений Марии Садовской

Среди многих выдающихся корифеев украинского театра имя этой актрисы занимает особенное место
02 апреля, 19:48
МАРИЯ САДОВСКАЯ-БАРИЛОТТИ НЕ ЛЮБИЛА СНИМАТЬСЯ. ЭТО ОДНА ИЗ НЕМНОГИХ ФОТОГРАФИЙ, ГДЕ АКТРИСА СНЯТА В ЛЕГЕНДАРНОМ СПЕКТАКЛЕ «НАТАЛКА ПОЛТАВКА» / ФОТО ИЗ АРХИВА

Она прожила всего 36 лет, но галерея сценических образов, созданных артисткой, является значительным вкладом в сокровищницу нашей театральной культуры. За годы, отданные сцене, Мария Садовская сыграла почти все женские роли в театральном репертуаре 70—80-х годов XIX века. Всегда она умела быть оригинальной, находила новые краски образа, стремилась как можно глубже раскрыть самые существенные черты характера каждой героини.

Интересная деталь. Знакомясь с материалами о творчестве Марии Садовской, во многих изданиях встретила только одну, общеизвестную ее фотографию, в отличие от других актеров украинского театра, фотографий которых есть много, и на сцене и в жизни. Чем это объяснить — скромностью, нежеланием позировать фотографу? Какой она была? По воспоминаниям брата Панаса Саксаганского: «Садовская — невероятно серьезный человек, она была прекрасная певица и артистка, ее прозвали украинским соловушкой».

Мария Садовская родилась в апреле 1855 года в селе Костоватое Херсонской губернии. Это была славная семья Тобилевичей. Братья будущей актрисы — Иван Карпенко-Карый, Панас Саксаганский, Николай Садовский влияли на ее воспитание, творческие пристрастия. В Елисаветграде, куда переехала семья, уже во время обучения в гимназии Мария была душой ученического драматического кружка. Она выступала в любительских спектаклях, в русских пьесах, украинских опереттах, участвовала в изготовлении декораций и костюмов. В середине 70-х годов ХIХ века Елисаветград, где жила и учительствовала тогда Мария Садовская, становится колыбелью Украинского народного театра, будущего Театра корифеев. Иван Тобилевич основывает здесь любительский кружок, с большим успехом идут пьесы Островского, Котляревского, Квитки-Основьяненко. В 1876 г. в Елисаветград приезжает Марко Кропивницкий, он включается в работу любительского кружка, стремясь реорганизовать его в профессиональную украинскую драматическую труппу. Весной того же года Кропивницкий собирает опереточную труппу. В нее поступает, против воли родителей, и Мария Садовская. В этой труппе и в ряде русских опереточных трупп Мария Садовская играла почти три года. В репертуаре были пьесы «Назар Стодоля», «За Неман иду», «Дай сердцу волю — заведет в неволю». Именно в это время Мария познакомилась с молодым итальянцем- музыкантом и певцом Барилотти, который помогал ей в музыкальном образовании. Знакомство закончилось браком, который, к сожалению, продолжался недолго. Мария Карповна возвращается с двумя детьми к родителям в Елисаветград и на некоторое время оставляет сцену. Но уже в 1883 году едет в Харьков и поступает в украинскую труппу Марка Кропивницкого. Здесь начинается самоотверженное служение украинской культуре. В труппе Кропивницкого Мария Садовская прошла школу сценического мастерства. Вдумчивая режиссура Кропивницкого, реалистичное исполнение каждой, даже самой маленькой, роли было новым шагом к мастерству. Талант Марии Карповны расцветал, игра становилась убедительнее и привлекательнее, образы — полнокровными и интересными. Артистка настойчиво работала над каждой ролью, ища новые, своеобразные черты и образы того или иного персонажа, требовательно относилась к языку, гриму, костюмам.

О Марии Садовской писали по-разному, но почти в каждой рецензии повторялось мнение, что актриса полностью лишена слезливости, любых эмоциональных крайностей. Принципиальность и серьезность были присущи Марии Карповне и как человеку. По свидетельству Панаса Саксаганского, она была самостоятельна во взглядах, далека от сплетен и всячески пыталась предотвратить раскол труппы младших братьев Николая Садовского и Панаса Саксаганского. Но раскол состоялся, и с 1890 года Мария Карповна становится драматической артисткой труппы Панаса Саксаганского.

Широкую популярность приобрела Мария Садовская, выступая сначала как актриса оперного, опереточного и комедийного жанра, а позже — как драматическая актриса. На украинской сцене Мария Карповна дебютировала в спектакле «Наталка Полтавка». Эта пьеса и сам образ Наталки были дороги артистке. В семье Тобилевичей был своеобразный культ «Наталки Полтавки», все знали песни и сцены из спектакля, стихотворные монологи были обязательными в домашнем употреблении. Имея красивое сочное сопрано, органично сочетая пение с игрой драматической актрисы, Мария Садовская была непревзойденной Наталкой. Всегда интересной и разной была актриса в ролях драматического репертуара. Тогдашняя критика одобрительно писала о ее Проне из пьесы Старицкого «За двумя зайцами», Уляне из пьесы Квитки-Основьяненко «Сватание на Гончаровке», Харитине из пьесы Карпенко-Карого «Наймичка», Пракседе из драмы «Гуцулы», Оришке из пьесы Кропивницкого «Остались в дураках». Одной из лучших ролей, созданных Марией Садовской, была София в «Бесталанной» Карпенко-Карого. Сначала в этом спектакле она исполняла роль Варки, но потом поняла, что преисполненный драматизма, нежный и искренний образ Софии ей ближе. В этой роли, как писали рецензенты, Садовская достигала вершин мастерства.

Значительный успех принесла артистке и одаренной певице опера «Запорожец за Дунаем». Это была серьезная творческая победа Садовской. Первый спектаклю «Запорожец за Дунаем» труппа показала весной 1884 г. во время гастролей в Ростове. Мария Карповна одна исполняла роль Одарки. Каждый раз совершенствуя свою игру, в этом спектакле Садовская проявила еще одну черту своего дарования — комедийную.

Подчеркнуть необычайно тонкое художественное чутье Марии Садовской, ее неисчерпаемый запас человеческой душевной теплоты можно обратившись к одной из многочисленных рецензий. Львовская газета «Зоря» в 1891 году написала: «В игре ее чувствовалось глубокое, правдивое чутье, которому еще больше силы придавал ее волшебный голос, который невольно закрадывается в душу зрителя, а реализм и простота игры, свободной от всякой аффектации, доводили впечатление порой до полной иллюзии».

А это фрагмент письма Николая Садовского, в котором он обращается к брату Панасу Саксаганскому: «Везде были дела хорошие, но нас постигло неожиданное горе, тяжелая утрата, сестра Маруся Садовская-Барилотти, заболела и в пост 1891 года марта 23 умерла. Тяжело вспоминать прошлое... Уже по ее следочку поросла шальвия и рута. И все же вот она перед глазами моими: высокая, статная, с выразительными добрыми глазами. «Ой, плохо мне, братик», — говорит она. «Что же с тобой, голубушка?». — «Холодно, холодно мне, скорее бы кончился спектакль». Шла «Бесталанная». Я побежал подогнать рабочих. Третий звонок — и 5-й акт начался. Она бледная, как лилия, стоит, держась за дверной косяк... Вышла. Передать тот тон, ту тоску бесконечную, что выливалась в каждом ее слове, невозможно. «Боже, я с ума сойду !.. Ох, сердце мое бедное, не бейся в груди, перестань лучше биться навеки, чтобы не дожила до того, что ты мне пророчишь», — шепчет Маруся, исполняющая роль Софии. Слышу, как мороз охватывает и меня... Какое-то назначение чувствовалось в этом шептании. «Ой! Не бей же меня, не убивай меня, живи себе с Варкой! — как-то вырывается из глубины души Софии... Артистка собирает все свои силы, ее бьет страшная лихорадка... Слышится последний крик человека, который замерзает: «Ай!» — и артистка окончила свою роль и свою артистическую деятельность... Без сознания я вынес ее на кон, без сознания донес до гардеробной и без сознания повез домой. Бесталанная София была последней ролью сестры Маруси. Появилась она на сцене расцветая, и в расцвете своем умерла она. Похоронили ее в Елисаветграде на Быковском кладбище, около матери, которую она так непомерно любила. «Давно ли мы слышали тебя в доме твоем? И вот теперь видим в гробу... Замолчал соловушка и не услышит его — пока светит солнце — мать Украина... — так начал Кость Тишкивский свою речь, которая прерывалась громким плачем семьи и тех близких, которые любили Садовскую-Барилотти, этого тихого, приветливого и нежного человека».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать