Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тайны, которые стимулируют публичность наших предприятий

14 ноября, 18:46
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Ничто, кроме денег, естественно, не интересует человека так сильно, как различные парадоксы и совпадения. Начнем с последних. Оказывается (это специалисты фондового рынка подсчитали), что в Украине, несмотря на страшную шумиху вокруг рейдерских захватов, их, в действительности, было всего лишь 29 (остальные — просто корпоративные конфликты). И, как ни странно, судей, замеченных в коррупции, в стране тоже всего лишь 29. Говорилось об этом странном совпадении на вполне солидном форуме — «Саммите руководителей предприятий 2007», посвященном IPO как средству повысить стоимость компаний. Так что в эту цифру придется поверить, хотя откуда тогда в нашем народе (и в истэблишменте также) такая уверенность, что судебная система в стране полностью прогнила? Это одно из противоречий и парадоксов, о которых шла речь на саммите руководителей, интересующихся, как с помощью IPO, главной предпосылкой которого является публичность компаний, можно заработать большие деньги.

А парадокс тут в том, что публичность у нас, оказывается, построена... нет, не на песке — на тайнах. О некоторых из них поведал руководителям член Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку Сергей Бирюк. Оказывается, вначале в Украине были так называемые схемные IPO. Тогда затраты на них доходили до 8—9% от размещения акций. А еще есть PR-IPO, когда компания желает показать, на что она претендует на внутреннем рынке. Для этого она выпускает акции за рубежом, чтобы о ней узнали у нас. Так, по словам Бирюка, у нас стало известно о компании «Укрпродукт» и это был удачный PR-ход.

Нередко подготовка к IPO не заканчивается в действительности самим IPO. Просто собственники предприятия хотят узнать, а чем они в действительности обладают. Они сводят активы, проводят анализ, чтобы проконтролировать большие холдинговые потоки. Ведь не секрет, и еще Карпенко- Карый, по словам Бирюка, об этом писал: когда барин не контролирует — ворует управляющий.

А некоторые IPO носят рекламный характер и рассчитаны не только на внутреннее потребление, но и на зарубежное. Так, служащие компании, проведя IPO в небольших объемах, задаются вопросом: а зачем это нам было нужно? А оказывается, все рассчитано на контрагентов за рубежом, для которых эта компания выглядит как серая лошадка и не только для инвестирования, а просто для работы, сотрудничества. Теперь контрагенты убедились: украинцы прозрачны, надежны, их показатели соответствуют действительности и с ними можно и дальше делать бизнес.

Есть IPO, на которые делаются крупные ставки. И их в последнее время все больше. Они действительно направлены на то, чтобы привлечь за рубежом хорошие деньги. В Украине больше $5—$10 миллионов, как правило, без личной договоренности и заинтересованности кредитора не получишь. А выход на запад дает возможность привлечь намного большие ресурсы.

И, наконец, еще один вариант, который предусматривает в качестве конечной цели продажу компании с высокой капитализацией. Продавать нужно дорого. А для этого брэнд требуется «раскрутить». «Для этого необходимо два—три года публичности, — наставляет Бирюк. — Нужно долго готовиться. И собственники проводят целую цепочку таких действий»... Потому что менеджер-покупатель должен предъявить свою покупку акционерам, а те — показать ценные бумаги на биржах и убедить их, что приобретены хорошие активы, а следовательно — повысить стоимость акций своих предприятий.

И тут Бирюк раскрывает главную тайну, стимулирующую украинскую публичность. По его словам, котировки на бирже позволяют собственникам не вытягивать деньги из компаний, а получать их прямо с зарубежного рынка за счет роста стоимости акций, увеличивать свои активы и доходы и быть более влиятельными в этом обществе. Как утверждает Бирюк, в связи с этим в поход за публичностью будет включаться все больше компаний. Однако большинству из 20,5 тысячи украинских предприятий это совершенно не нужно. Как указывает один из руководителей ГКЦБФР, там всего 2—3 акционера. И публичность им не нужна, хотя никаких проблем с выходом за рубеж нет.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать