Еще раз о вреде политических спекуляций
Тема отношений Украины с Россией давно превратилась в средство политических спекуляций политиканов и политтехнологов в обеих странах. Историческая специфика формирования украинской и российской наций, период общего существования и взаимодействия сначала в Московском царстве, Российской империи и СССР наложили на характер отношений между Украиной и Россией ряд субъективных, часто эмоциональных и бытовых факторов, которые без зазрения совести эксплуатируются для получения политических дивидендов.
К счастью, с течением времени устарелые историко-политические мифы все менее пригодны для манипуляций общественной сознательностью. Новые поколения граждан, призванные к активной общественной деятельности в постсоветское время, не испытали принудительного воздействия высококвалифицированной советской пропаганды. Во всяком случае в Украине осознание естественности существования отдельно от России дополняется пониманием того, что направления общественного развития, системы национальных интересов у них могут быть совершенно разными. Объективная взаимозависимость и необходимость сотрудничества обеих стран парадоксальным образом создают целый ряд новых зон конфликтов, что в сочетании с устарелыми очень негативно отражаются на общем климате украино-российских отношений. В то же время является аксиомой то, что согласованные и общие действия Украины и России по вопросам развития инфраструктуры добычи и доставки энергоносителей, разработки их новых месторождений, развития ядерной энергетики и утилизации ее отходов, авиационной и космической промышленности, производстве и продаже вооружений, туристической, гуманитарной и других сферах могут принести обеим странам больше пользы, нежели перманентные конфликты.
Поэтому для экспертных сред обеих стран растет потребность в проведении инвентаризации причин конфронтации между Украиной и Россией, откровенного разговора относительно путей ее преодоления. За дверьми условного помещения, где будет происходить такой разговор, должны остаться лица и организации, для которых эксплуатация конфликтов в украино-российских отношениях является способом политического выживания и «заробитчанства», потому что именно они являются ответственными за неэффективность сотрудничества на постсоветском пространстве не только Украины и России, но и острых недоразумений между другими субъектами бывшего СССР.
После 1 декабря 1991, когда Референдум о подтверждении Акта Независимости Украины окончательно доказал: попытки сохранить Советский Союз предопределены, у Российской Федерации был хороший шанс стать настоящим цивилизационными лидером на постсоветской территории. Как правопреемник СССР Россия получила в наследие весомые остатки его международного авторитета, подкрепленного ядерным статусом и местом постоянного члена Совета Безопасности ООН, львиную долю заграничной собственности и все активы, включая золотовалютный и алмазный резервы. Также определенное время оставалось сохраненным общее информационно-культурное пространство, центром которого была Москва, где сосредоточивались мощные научные учреждения, всесоюзные СМИ, культовые представители советской интеллигенции.
В дружеских отношениях с РФ, развития экономического сотрудничества с нею были объективно заинтересованными все бывшие «братские республики», даже страны Балтии, где антироссийские настроения были особенно сильными. Россия могла выступить мощным гарантом интересов всех этих стран на европейской и мировой арене, получив взамен лоббистскую поддержку от них.
Создание СНГ сначала обеспечило формальное лидерство России в этой организации, но впоследствии в ее внутренних политических процессах начали доминировать силы, которые, откровенно или скрыто, стали эксплуатировать темы имперского реванша, ксенофобии и шовинизма. Еще во времена М. Горбачева в предчувствии «парада суверенитетов» Москва начала поддерживать в бывших союзных республиках пророссийски ориентированные сепаратистские движения. Наиболее заметный результат был достигнут в Приднестровье, Абхазии и Южной Осетии. Но были попытки и относительно Литвы, Эстонии, в украинских Донбассе и Крыму. Вместе с экономическими санкциями и пропагандисткой кампанией во многих российских СМИ, эти действия создали атмосферу недоверия между Россией и большинством ее соседей по бывшему СССР. Вместо этого начались чеченские войны, страной покатились волны террора. В этих обстоятельствах у Кремля возникла потребность во внешних врагах на которых можно было бы отвлечь внимание собственных граждан. Казалось удобным назначить ими: маленькую Грузию, всю Балтию, Молдову, а также Украину. С ЕС и США или Китаем ссориться было экономически опасным. Потеряв позиции лидера в СНГ, Россия стала быстро терять и остатки своего международного авторитета, скатилась сначала к идее построения «либеральной империи», а впоследствии просто к энергетической сверхдержаве. Понятно, что это уже не позиция развития и цивилизационного лидерства, а позиция закрытой обороны, консервации, очередной обиды на весь белый мир. Именно поэтому всякие действия стран бывшего СССР направленные на самостоятельное вхождение в систему международных отношений и организаций, как самодовлеющих субъектов, вызывают у россиян впечатление, что их, будто бы, предают.
При этом у большого российского бизнеса, который неразрывно связан с Кремлем, есть в Украине свои долгосрочные, стратегические интересы. На первостепенное их обеспечение мобилизируются все возможности российской власти. Часто такие действия наносят не только экономический, но и политический вред Украине.
Национальные интересы Украины нуждаются в переводе отношений с Россией на принципиально новую основу, где сотрудничество основывалось бы на признании одинаковой ценности суверенитетов, постановке и достижении общих стратегических целей, в тех сферах международных отношений, где обе страны могут выступать союзниками. Действующая власть как в Украине, так и в России, на такие шаги не способна. Но экспертная среда должна предлагать стратегию отношений на несколько лет наперед, начав с инвентаризации проблем.
Следует честно признать, что украинский и русский языки являются конкурирующими в Украине, поэтому предоставление русскому языку статуса государственного значит повышение его конкурентных преимуществ, которые и так 300 лет создавались административно-полицейскими средствами.
Черноморский флот является символом бывшего военного могущества России и ее присутствия в Крыму и Севастополе, на всем Средиземноморский оперативном пространстве. Для Украины он опасен как потенциальный фактор угрозы вмешательства во внутренние дела, территориальной целостности, вовлечения в локальные конфликты.
Энергоносители. Жизненно необходимый ресурс для Украины. В то же время мощный фактор межгосударственной коррупции и механизм влияния России на политику Украины.
Риторика относительно перспектив вступления Украины в НАТО — инстинктивная попытка части политиков защитить территориальную неприкосновенность и целостность. Партнерство и перспектива вступления в ЕЭС — попытка интеграции в Европу на противовес культурно-экономическим влияниям России. Проблемы границ на море и суходоле, собственность бывшего СССР также является способом максимально долго удерживать зависимость Украины от России в ее идеологических и экономических интересах.
Именно вокруг этого комплекса проблем и следует начинать диалог экспертно-интеллектуальных сред наших стран. Отсутствие такой публичной дискуссии и порождает провокации со стороны маргинальных но активных групп, которые только углубляют уровень обоюдных оскорблений.
Выпуск газеты №:
№185, (2007)Section
Панорама «Дня»