Академия для слушателей
Несколько мгновений «Киев Музик Феста 2007»Каждый день в залах Национальной филармонии, Дома ученых, Союза композиторов, Национальной музыкальной академии выступали солисты, камерные ансамбли, оркестры и хоры — за это время они озвучили произведения 190 композиторов! В форуме участвовали исполнители из 19 стран, среди них греческая певица Анна Алексопулу, Боннский камерный хор, австрийский дуэт «Duo-violini», польский квартет «Willanow», фортепианное трио «Gryphon» из Канады.
Традиционно большая часть исполняемой музыки была современной, то есть охватывающей ХХ—ХХI век и написанной в академических жанрах. А в Михайловском златоверхом соборе и Трапезной церкви Киево-Печерской лавры можно было услышать старинные церковные распевы. Состоялось много авторских концертов, в том числе два юбилейных — в честь 65 летия Евгения Станковича и70 летия Валентина Сильвестрова.
ФЕСТИВАЛЬНЫЕ ВСТРЕЧИ
Много ярких впечатлений подарил публике вечер в филармонии, в котором участвовали: ансамбль «Киевские солисты» (художественный руководитель и дирижер — Богодар Которович), скрипачка Мирослава Которович, камерный хор «Кредо» (дирижер Богдан Плиш), женский хор Киевской музыкальной школы им. Н. Лысенко (главный хормейстер — Оксана Никитюк).
Словно сотканную из пения горного ручья и предрассветного тумана услышали зрители «Утреннюю музыку» Евгения Станковича; перекличку то ли птичьих, то ли ангельских голосов в «The Annunciation» Юрия Ланюка (премьера); мотив головокружительного полета в «Canto ricordo» Виталия Губаренко (премьера), историю обретения истины в «Agnus Dei» и «De рrofundis» Кшиштофа Пендерецкого.
Была на этом концерте еще одна премьера — произведение Виктории Полевой на слова английского поэта и проповедника Джона Донна «No man is an Island» («Человек — не остров») для меццо, женского хора, фортепиано и струнных. Солировали Оксана Никитюк (меццо-сопрано) и Елена Жукова (фортепиано).
Творчество Виктории Полевой отмечено особым почерком и умением автора говорить о вещах не сиюминутных. В ее произведениях всегда есть духовный поиск, и слушатель вдруг ловит себя на том, что вовлечен в эту напряженную работу. Сочинение «No man is an Island» явилось для меня одним из самых значимых открытий фестиваля. Написанные в XVII столетии строки: «Не было и не будет человека-острова, потому что каждый из нас — часть планеты» в нашем веке обрели достойное музыкальное воплощение.
Канадское фортепианное трио «Gryphon» — один из лучших в мире коллективов такого состава, по отзывам музыкальных критиков, они играют с редким совершенством. И действительно, выступление в Доме ученых Анали Патипатанакун (скрипка), Романа Бориса (виолончель) и Джейми Паркера (фортепиано) отличалось мастерством высокого класса.
Виолончелист Роман Борис прекрасно говорит по-украински (он имеет украинские корни — его родители родом из Львовской области, переселились в Канаду после Второй мировой войны):
— В этом году нашему трио исполняется пятнадцать лет, — рассказал Роман Борис. В нашем репертуаре — классика, начиная от Гайдна до произведений современных композиторов. На этом фестивале мы исполняли программу, включающую музыку канадских авторов — Гари Кулеша, Ребекки Кларк и Келли- Мари Мерфи — и две новые вещи — «Мгновения Моцарта» Сильвестрова и «Эпилоги» Станковича, которые были написаны специально для нашего трио. Меня глубоко трогает музыка этих двух композиторов, при том, что они очень разные... Ныне в Украине очень высокий уровень музыкального искусства, особенно хоровой музыки. У вас очень талантливые дирижеры. Радостно видеть, что молодые исполнители в камерном оркестре серьезно, с энергией берутся за современную музыку...
На высоком уровне прошел и филармонический концерт «Киевской камераты». Прозвучали «Tristium» Святослава Лунева, сюита из балета «Даниэла» Михаила Чемберджи, Элегический концерт Джорджа Гроссмана, «Код Энеску» Геннадия Чобану, «Инкрустации» Любавы Сидоренко и «Сокровенное» Владимира Золотухина с озвученным описанием мечтаний, тревог и надежд. На скрипке солировала Богдана Пивненко, на фортепиано — Татьяна Андриевская.
— «Камерата» — постоянный участник «Киев Музик Феста», из восемнадцати фестивалей мы выступали в семнадцати, — рассказал Валерий Матюхин. — Причем не просто участвовали, часто на себе «вывозили» фестиваль. Например, в 1996 году мы выступали девять раз, и многие говорили, что это фестиваль «Киевской камераты»...
Знаете, мне грустно видеть, когда во время прекрасных концертов филармонический зал пустует. Десять лет назад были аншлаги. Причину я вижу не в падении интереса, а в плохо поставленной пиар-компании. Фестиваль нужно загодя рекламировать. Можно привлечь гостей феста, чтобы, например, выступали ведущие композиторы и рассказывали бы о своих сочинениях.
Мы можем как угодно относиться к музыке, принимать или не принимать ее, но следует помнить, что украинская музыка — наше достояние, и мы должны ее ставить на первое место. Знаете, 30 лет назад когда была создана «Камерата», мы определили для себя основной постулат: место украинской музыки — в мировом искусстве и музыкальном процессе. Нельзя исходить из принципа — это интересно, это неинтересно. У исполнителя должен быть один принцип — тебе дается произведение, и ты как музыкант должен быть абсолютно честен по отношению к нему и играть на уровне.
Значение фестиваля в том, что он дает толчок к развитию и исполнителя, и композитора...
ЛОЦМАН ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ
На торжественном закрытии фестиваля Национальный заслуженный академический симфонический оркестр под управлением Кирилла Карабица исполнил Концерт №2 Ивана Карабица. Это произведение, насыщенное светом и любовью к жизни, было сыграно музыкантами с радостью и напомнило всем о замечательном композиторе и человеке, который семнадцать лет назад подарил нам «Киев Музик Фест». А на следующий день после официального закрытия фестиваля в зале Союза композиторов прозвучала «Камерная музыка молодых» в исполнении ансамбля «nostri temporis». Это международный проект — кроме украинских авторов, в нем участвуют композиторы Беларуси, России, Азербайджана, и все они — студенты или недавние выпускники. Мощный поток свежей энергии излучался со сцены, вызывая в зале живой отклик. Особенно красочными и самобытными были композиции «Осенний берег» Елены Серовой, «Таинство волны» Ярослава Одрина, «Преломление» Максима Коломийца, «Лаконизмы» и Токката для фортепиано Евгения Геплюка.
— Я в большой степени обязан фестивалю «Киев Музик Фест» тем, что стал композитором, — признался Ярослав Одрин, выпускник Национальной музыкальной академии 2006 года. — Академическое обучение предполагает лишь теоретическую составляющую композиторского ремесла, а практику можно получить только во время живых концертов. От стран Европы мы отличаемся малым количеством фестивалей современной музыки, у нас этот процесс пока в стадии становления...
Современный слушатель настороженно относится к современной академической музыке. Он к ней не всегда готов, т.к. мало знаком с ней. Но если он искренне хочет постичь ее смысл, но не знает, где это сделать, то, побывав на концертах «Киев Музик Фест», слушатель откроет такой чарующий мир музыки.
Выпуск газеты №:
№175, (2007)Section
Культура