Грабельная солидарность
«На протяжении всей истории экспортных и транзитных поставок газа, а это более полувека, украинская газотранспортная система ни разу не дала сбоя. Можно ли гарантировать, что этого не случится и впредь в условиях политического кризиса, вызванного инициативой проведения в Украине досрочных парламентских выборов? Уверен, — можно!» — сказал министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко, докладывая на круглом столе «Экономическая интеграция в СНГ — возможности и вызовы для бизнеса», проходящем в рамках IX Петербургского международного экономического форума.
Объясняя этот феномен, министр упомянул договоренность политических сил о досрочных выборах, а также высказал далеко не бесспорную мысль о том, что в нашей стране политические и экономические процессы происходят, не вторгаясь в правовые поля друг друга, что позволяет сохранять стабильность, позитивные тенденции в экономике, четко выполнять партнерские обязательства, поддерживать инвестиционную привлекательность. Министр (сообщила «Дню» его пресс-служба) заявил: «Мы солидарны с позицией российских коллег, высказанной недавно: энергетическая безопасность в условиях глобализации может быть обеспечена только путем углубления диалога...».
Вполне искренне и без тени лукавства министр также говорил о готовности принимать инвестиции в различные сектора топливно- энергетического комплекса. И это можно смело принимать на веру. Но дальше дотошный редактор мог бы то и дело расставлять вопросительные знаки. Например, в такой фразе: «Украина может гарантировать открытость для бизнеса, защищенность инвестиций нормами права и независимой судебной системой». Как говорится, хорошо бы нашему теляти да волка съесть. После этого многие хорошие и правильные слова Бойко вряд ли воспринимались нормально.
В этом плане особенно впечатляло наше стремление поучаствовать в проекте строительства Прикаспийского газопровода, которое Россия планирует начать во второй половине 2008 года. К этому контексту не хватает еще и слов искренней благодарности. Особенно если учесть, что названный проект практически является «могильщиком» проекта Богородчаны — Ужгород, который Украина надеялась использовать для наращивания транзита российского, а также туркменского газа в Европу по украинской территории, да и вообще фактически свидетельствует о планах России создать новые газовые маршруты, идущие в обход Украины. И если уж не удается проложить новый газопровод, идущий в Европу по нашей земле, то хорошо бы хоть немножко приложиться к Прикаспийскому... «Договоренности, достигнутые во время встречи в Астане, позволяют нам рассчитывать на участие в этом проекте и надеяться на увеличение объемов транзита через территорию Украины», — как бы пересказал министр известную поговорку о желающем съесть рыбку и одновременно соблюсти невинность.
Но можно ли нам в этих условиях Россию критиковать? Если считать ее единокровным старшим братом, то ее поведение, понятное дело, какое-то не родственное. А вот ежели представить, что две наши республики теперь в разводе, да и общих детей не имеют, то претензии вроде бы и ни к чему. Имущество у каждой свое — как хочу, так и распоряжаюсь. Другое дело (тут мы уже много раз наступали на одни и те же грабли), что нам не следует: а) провоцировать раздоры и б) поддаваться на провокации. Опыт свидетельствует: предложение Украины отделить цену газа от стоимости транзита по украинской территории (стоит ли лишний раз напоминать, кем оно было настойчиво озвучено) обернулось новой газовой ценой. Но виновные еще и рассказывают нам, какое великое благо они сотворили для страны.
И тогда они же (напомним, что НАК «Нафтогаз Украины» в то время находился в прямом подчинении Президента) заключили договор, согласно которому цена газа может пересматриваться ежегодно, а цена транзита — только раз в пять лет. И теперь нас можно, как говорится, легко брать на пушку. Именно так с нами и поступили, когда подсунули одной из «квазиукраинских» газет, то и дело устраивающей подобные провокации, информацию о якобы готовящемся повышении цены на российский газ для Украины. Так нет бы пропустить это мимо ушей, поскольку утка пахнет отнюдь не газом, а много хуже. А мы тут же беремся ее обсасывать. И уже находятся голоса, утверждающие, что Украина может использовать в ответ имеющиеся у нее рычаги и, в частности, цену на транзит... Так им же только этого и надо. Теперь Украину можно представить миру как страну, где не придерживаются международных договоренностей. А далее речь опять пойдет о цене газа. И если транзит в результате подорожает на копейку, то газ обязательно — на две. Выиграем ли мы от этого?
Выпуск газеты №:
№93, (2007)Section
Панорама «Дня»