Сказка и танец
В Киевском муниципальном академическом театре оперы и балета для детей и юношества прошла премьера двухактного балета «Белоснежка и семь гномов»Спектакль поставлен на музыку польского композитора Б. Павловского. Театр, который скоро готовится торжественно отметить свое 25-летие, впервые за свою историю обратился к постановке всеми любимой с детства сказки братьев Гримм в хореографии Генриха Майорова.
Недавно этот блестящий мастер хореографии, отметил свое 70-летие. А если и дальше продолжить юбилейную тему, то следует отметить и еще две даты: в 2007 году исполняется 50 лет знаменитому одноименному мультфильму Уолта Диснея, а в минувшем году исполнилось 30 лет со дня первой майоровской постановки «Белоснежки» на сцене Национальной оперы Украины, где он идет и сегодня в первоначальной версии.
На партии главных героев на два премьерных спектакля художественное руководство Муниципальной оперы пригласило солистов балета Национальной оперы Украины Наталью Лазебникову и Андрея Гуру не потому, что в собственной труппе нет исполнителей, а по техническим причинам (ныне большая часть танцоров театра находится на гастролях в Испании). Талантливая, опытная, красивая Лазебникова, как будто специально созданная для таких нежно-романтичных партий как Белоснежка. На сцене балерина была истинной героиней. Гура же, достаточно крупный танцовщик, похоже, мужественно сражался с клаустрофобией и излишне акуратничал, из-за чего его Королевич поначалу казался несколько робким и неуверенным в себе (в особенности на фоне напористости и безудержности сил противоположного лагеря — сил зла Королевы-мачехи и ее черной свиты). Но в целом эта давно станцованная пара имела у детской и взрослой публики заслуженный успех, поскольку искренне несла залу позитивный заряд добра и красоты. Их классические воздушные адажио резко контрастируют с намеренно разнузданными и глумливыми сценами с воронами и летучими мышами, мастерски поставленными и блестяще исполненными в современной манере и полной гармонии с музыкой, выразительно рисующей каждый характер и персонаж.
Злую и коварную Королеву- мачеху в обоих спектаклях ярко и эмоционально исполнила Ирина Гордийчук. В ее танце царственность холодной красоты, не согретой добротой, тонко сочеталась с инстинктивным уродством черной души героини, проявляющейся в жестах; ее позы были графически точны, а виртуозность и эмоциональность исполнения вызывали бурные аплодисменты даже у самых маленьких, которые обычно не приветствуют резко негативных персонажей.
Молодой солист Муниципальной оперы Александр Душаков убедительно передал характер Егеря, в котором уживается истинное благородство и мужество с покорностью слуги, но сильные качества которого в конечном итоге побеждают. Во втором спектакле Егеря танцевал солист Национальной оперы Украины Игорь Булычов, мастерски владеющий приемами характерного танца, подкрепленными высокой классической техникой.
Самую бурную позитивную реакцию публики вызвали сказочные гномы, а также лесные жители — птички и зверушки. Генрих Майоров скрупулезно и тщательно, с тонким и добрым юмором хореографически обрисовал каждый образ, следуя за музыкой композитора, точно уловившего мотив для каждого характера, а артисты балета настолько искренне играли свои роли, что у взрослых невольно наворачивались слезы умиления, а дети восторженно и непосредственно приветствовали каждую сцену с их участием.
Особо нужно отметить блестящую работу художника по костюмам Ярославы Цымбал, благодаря которой каждый персонаж был узнаваем. Она создала целую галерею эскизов костюмов для каждого персонажа с учетом не только внешнего сходства, а, главное, делая акцент на их характерных чертах: наивная игривость зайцев, кокетливое самолюбование лисиц, веселое любопытство белок, грациозное благородство оленей, трепетная взволнованность птичек — все учитывалось в общем рисунке и мелких деталях. Столь же рельефны образы воронов, сов и летучих мышей, костюмы которых подчеркивают хореографический рисунок партий в сочетании с блестящей музыкальной темой, которая, к слову сказать, по прошествии трех десятилетий не утратила современности своего звучания.
Все действие происходило в ярких и красочных декорациях Леонида Курамшина, приятно отличающихся своим многообразием, невольно вызывающим ассоциацию с мультиком. Обладая чувством перспективы, художник на маленькой сцене сумел изобразить и уходящий ввысь величественный королевский дворец, и густой лес, как будто просвеченный насквозь лучами солнца. А чуть нарушенные пропорции в сцене домика гномов убедительно создают впечатление жилища маленьких обитателей. Ну, и, конечно же, Зеркало, при каждом появлении которого среди юной публики возникало оживление, ведь за ним ожидались ответы на вопросы злой Мачехи. Мастерство художника по свету Николая Музыки позволило картинкам, возникающим в зеркале, выглядеть очень живыми, а спектакль в целом, благодаря работе осветителей, играл всеми красками дня и ночи.
Полноправным участником спектакля выступил оркестр театра под руководством Алексея Баклана, под его дирижерской палочкой яркая и образная партитура композитора ожила во всем ритмическом, стилевом, тематическом и мелодическом многообразии. Музыканты тоже включались в игру артистов, мелодически наполняя каждый образ и тему и тесно сплетаясь с хореографией Г. Майорова, бережно и тщательно воплощенной главным балетмейстером театра Виктором Литвиновым, в свое время, стажировавшегося у Генриха Александровича.
Муниципальную оперу и ее зрителей можно поздравить с появлением на сцене прекрасной сказки, которая понравилась как юным зрителям, так и их родителям.
Выпуск газеты №:
№202, (2006)Section
Тайм-аут