Малые жертвы
станут большими, если Россия опередит Украину на пути в ВТОВчера Госкомстат обнародовал весьма неприятную для украинской экономики цифру. Период с января по август страна закончила с отрицательным сальдо внешней торговли. Оно составило $372,2 миллиона, тогда как на ту же дату в прошлом году это сальдо было положительным ($2958,4 млн.). Это значит, что в нашей промышленности идут процессы торможения, а ресурсы страны во все большей мере направляются на проедание. Причем потребитель при этом финансирует не собственного, а чужого производителя. И не случайно Президент Виктор Ющенко в последнее время так много говорил о вступлении в ВТО, вплоть даже до «политики малых жертв» в парламенте, направленной на то, чтобы добиться принятия хотя бы части оставшихся нерассмотренными законов, необходимых для вступления Украины в эту организацию, обеспечивающую своим членам беспрепятственный доступ на рынки большинства развитых стран мира. Президент подчеркивал необходимость реализовать в ближайшее время все необходимые меры для адаптации украинской экономики в ВТО.
Но термин «малые жертвы» наталкивает и на мысль о жертвах больших. Согласно данным, которые время от времени озвучиваются в отечественных СМИ, Украине осталось до вступления в ВТО совсем ничего. И даже Президент заявлял, что такая возможность для страны есть еще в этом году. В этом случае мы сможем опередить Россию, и не она, а мы ей будем выдвигать условия. Но всех беспокоит, а не пойдем ли мы ввиду известных проблем с энергоносителями также и на большие жертвы? Похоже, некоторые итоги первых выездов за рубеж и премьер-министра Юрия Еханурова, и секретаря СНБОУ Анатолия Кинаха можно толковать именно так. Вспомним, какую резкую реакцию вызвала у руководителя Секретариата Президента Олега Рыбачука информация о якобы имеющейся договоренности с Россией о торможении процесса рассмотрения законов, необходимых для вступления Украины во Всемирную торговую организацию, в обмен на сохранение цен на газ. «Ключевое слово тут — слухи. Спросите Еханурова. Я не верю в такую версию, если вы хотите, мое личное мнение, не как главы Секретариата, а просто человека, — заявил Рыбачук и добавил: «Это сплетни. Сплетен будет много о том, кто первым вступит в ВТО. Я не верю, что это было, я точно знаю, что этого не было».
Между тем Юрий Иванович не скрывал, что Украина намерена учитывать интересы РФ при вступлении в ВТО. Премьер отметил, что Россия также активно работает над подготовкой ко вступлению в ВТО и, по мнению экспертов, может быть готова к этому в конце первого квартала будущего года. «Конечно, Украине хочется быть там раньше, однако при этом мы обязательно будем вести переговорный процесс с Россией», — сказал премьер.
Блиц-визит нового секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолия Кинаха в Москву также имел в повестке дня торгово-экономические отношения. Причем «жертвенность» со стороны Украины как бы даже усилилась. Синхронизированное вступление двух стран во Всемирную торговую организацию, как сообщила пресс-служба СНБО по итогам этого визита, будет... одним из приоритетов плана совместной работы Совета национальной безопасности и обороны Украины и Совета безопасности России.
Что мы получим за проявленную сдержанность? Старые цены на газ? Но об этом никто ничего не говорит. Лишь эксперты вдохновляют украинцев тем, что старые цены — это плохо, поскольку развращают промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство и не стимулируют использовать энергоемкие технологии. Однако для власти новые цены на энергоносители, если не отложить их введение хотя бы на какое-то время, могут обернуться большой проблемой на выборах. Поэтому многие эксперты не исключают возможности подковерных договоренностей, разменной монетой в которых будет продвижение Украины в ВТО. Впрочем, официальных сигналов на эту тему пока не поступало. А секретарь СНБО, разъясняя свою позицию по «московскому синхрону», вчера разъяснил «Дню», что Украина и Россия намерены проводить взаимные консультации и согласовывать отдельные проблемы на пути в ВТО, учитывая «сопряженность» экономик двух стран. По его словам, это экспертная работа, которая базируется на принципе: какая бы страна не вступила в ВТО первой, она не будет чинить другой препятствий, а будет стремиться снимать искусственные таможенные, приграничные и прочие барьеры. В Москве были и другие договоренности, направленные в конечном итоге на развитие двухсторонней торговли. И это, безусловно, в рамках наших национальных интересов. Напомним, что украинский экспорт в Российскую Федерацию составляет 21,2% от общего объема нашего экспорта, тогда как наибольшие импортные поступления в Украину также идут к нам из России и достигают 36%. Другой вопрос: является ли это достаточным основанием для того, чтобы смягчать принципиальные позиции как по вступлению в ВТО, так и в таких сложных вопросах взаимных отношений, как проблема пребывания российского Черноморского флота в Крыму, делимитация границ, окончательный раздел бывших советских активов? Надо ли вести по всем этим вопросам так называемый перекрестный торг, уступая в одном и выигрывая в другом? С ответом на этот вопрос должны бы определиться законодатели... Но понятно, что политику жертв они, конечно, не одобрят.
Впрочем, может ли о них (жертвах), в частности, по вопросу о вступлении в ВТО, вообще идти речь? Знающий человек — экс- первый заместитель министра экономики, а ныне доцент Национального торгово-экономического университета Валерий Пятницкий пояснил в комментарии для «Дня», что практически невозможно координировать и объединить, а тем более синхронизировать два процесса вступления в ВТО, идущие по разным путям уже на протяжении длительного времени. «Мы уже очень далеко зашли в переговорном процессе», — считает Пятницкий, — и мне очень трудно представить, что кто-то может его приостановить. Тем более, что для этого потребовалось бы пересмотреть итоги всех уже завершенных переговоров с третьими странами (и Россия, и Украина подписали уже больше трех десятков протоколов)». А задача синхронизировать время вступления в ВТО также, по мнению Пятницкого, очень сомнительна — сроки определяют страны-члены ВТО, а не кандидаты. Критерий — это готовность. По мнению эксперта, в этом году, ни мы, ни Россия вступить в ВТО не успеют. Для Украины, по его мнению, реальной датой может быть 2007 год, да и то лишь в том случае, если подготовительная работа будет вестись планомерно и профессионально. Более успешному продвижению мешает политический цикл, в котором сейчас находится Украина, считает специалист. У россиян же его нет, поэтому они могут нас даже и обогнать. «Для 2006 года у них больше шансов», — считает Пятницкий. Эксперт не считает возможным обмен уступками по схеме «ВТО на газ», поскольку «для россиян газовый или вообще энергетический бизнес — это просто бизнес». Тем более, что теперь скорее нам нужно просить Россию задержаться со вступлением в эту организацию, считает бывший руководитель этого направления деятельности в Минэкономики Украины.
Выпуск газеты №:
№186, (2005)Section
Панорама «Дня»